История гласит, что сначала появился серьезный шпионский триллер под названием «Все новые враги», роли в котором предназначались ветерану Голливуда Джину Хэкману («Фирма», «Непрощенный») и Джастину Лонгу (дилогия «Джиперс Криперс»).
Когда первоначальный замысел канул в лету, прожект перешел в руки компании Revolution Studios, где его превратили в комедийный боевик «Человек-неприятность», пригласив на заглавные роли комика Криса Такера (трилогия «Час пик») и Еву Мендес. Это вариант тоже устал ждать воплощения, после чего сценарий был переименован в «Вичиту» (Wichita). Это название привлекло Адама Сэндлера, но ненадолго. Как и Джералда Батлера, который походил вокруг да и ушел в ленту «Охотник за головами».
Спокойно, конец истории уже скоро. Случайным образом рукопись, обретшая к тому моменту статус манускрипта, попала в руки Кэмерон Диаз, а та, в свою очередь, поделилась своим желанием сняться в этой картине со своим другом и коллегой по триллеру «Ванильное небо». Речь, разумеется, идет о Томе Крузе. Крузу как раз предлагали участие в двух предстоящих блокбастерах («Солт» и «Турист»). Суперзвезда решила, что и «Солт», и «Турист» слишком смахивают на его любимую франшизу «Миссия невыполнима», и отказался в пользу «Вичиты». Дальше сценарий в очередной раз откорректировали семь (!) сценаристов, и на выходе наконец-то получился «Рыцарь дня». Уфф. Вся эта история подробно описана на IMDb, так что за что купил, за то и продаю.
…Джун Хэвенс (Кэмерон Диаз) в один прекрасный (как ей казалось) день решила слетать на свадьбу младшей сестры (Мэгги Грейс). Но день не задался. Во многом благодаря случайному знакомому Рою, которого Джун дважды чуть не задавила своим чемоданом, напичканным автомобильными запчастями. Впрочем, Рой никак не пострадал от этих столкновений. Более того, судя по его хитрому лицу, он специально подставлял свое худощавое туловище супротив витающей в облаках Джун. Так или иначе, Джун и Рой оказываются на соседних местах в пустующем самолете, где ей предстоит излить первому встречному свои мечты, а ему — перебить всех пассажиров и пилотов и посадить самолет в Богом забытом поле, передавив всех обитавших там «детей кукурузы».
Тут-то Джун и выясняет, что милашка Рой — вовсе не попутчик-собутыльник, а специальный агент Рой Миллер, выполняющий особо секретное задание по доставке невероятно ценной батарейки из пункта, А в пункт Б. По пятам за ним следуют его бывшие коллеги из госслужб, которые, видите ли, считают, что Рой «отпустил своих гусей высоко в небеса», предал родину, и собирается Вечный источник энергии загнать за большие бабки испанскому торговцу оружием с нехитрым именем Антонио. На самом же деле (по словам «съехавшего с глузда» Роя) он всячески стремится уберечь ценный объект от плохих парней, а также по пути спасти от печальной участи изобретателя сего чуда, юного физика и поклонника группы Hall & Oates Саймона Фека (Пол Дано).
Теперь Джун, пока не осознающая сего факта и пытающаяся вести обычный образ жизни, целиком и полностью связана с Роем и его смертельно опасным заданием. Впереди бесконечные погони, перестрелки, коварные предатели и гнусные злодеи, а также любовь, романтические переживания и настоящий голливудский финал…
Тот самый случай, когда всё говорило о том, что должно получиться как всегда, а вышло очень даже здорово и задорно. Это тем более удивительно, что на главных ролях присутствуют самые что ни на есть первые лица Голливуда, а заведует проектом Джеймс Мэнголд, режиссер разноплановый и однозначно мэйнстримовый. Зрителю прекрасно известны его фильмы «Земля полицейских» со Сталлоне и Де Ниро, «Кейт и Лео» с Мег Райан и Хью Джекманом, а также триллер «Идентификация» и вестерн «Поезд на Юму». Другими словами, Мэнголд успел поработать во многих жанрах и считается режиссером-универсалом, способным ужиться с любой, даже самой капризной и сложной суперзвездой.
Достоверно неизвестно, что именно пошло данной ленте на пользу — то ли слишком долгие раздумья над сценарием, то ли количество переписывавших сюжет лиц, но в итоге у создателей «Рыцаря дня» получился отличный комедийный экшн, одновременно пародирующий и умело использующий основные штампы шпионских фильмов. Что бы там ни говорили, но Том Круз носит статус звезды по полному праву, в отличие от некоторых (не будем показывать пальцем) своих коллег по цеху. И ему не зря платят многомиллионные гонорары. Как правило. Ибо исключения, конечно, тоже есть. Например, «Война миров».
Диаз, конечно, уже не та заводная штучка, коей была в своем кинодебюте («Маска») и комедии братьев Фаррелли «Все без ума от Мэри», но ей по-прежнему достаются роли этаких разбитных девиц, готовых умчаться на край света с первым встречным. Если честно, смотрится уже не так здорово, но отдадим актрисе должное, многие юные старлетки на ее месте выглядели бы убого. Диаз сейчас находится в самом выгодном возрастном периоде — уже не какая-нибудь Кристен Стюарт с одной ролью за плечами, но и еще и не Деми Мур, у которой уже всё Было.
С главными исполнителями разобрались, что там с второстепенными? А, собственно, и ничего. Круз и Диаз перетянули на себя процентов 80 экранного времени, оставив остальным жалкие крохи и вполне картонные типажи. Плоский предатель из ЦРУ Фитцджеральд (Питер Сарсгаард), умышленно загорелый и стандартно элегантный торговец оружием (Жорди Молья), нервно-очкастый подросток-ботаник Саймон (Пол Дано). Все — хорошие актеры, но, увы, здесь им отведена даже не вторая, а третья роль, ибо на втором месте — каскадерские трюки и компьютерные спецэффекты.
Таким образом, можно с почти стопроцентной уверенностью утверждать, что, отказавшись от развесистой клюквы «Солта» ради участия в «Рыцаре дня», Том Круз сделал всё правильно и нисколечко не прогадал. Впрочем, если бы над сценарием «Солта» потрудились те же самые негры-сценаристы, то, кто знает, может, и из этого опуса вышло бы что-нибудь стоящее?
Шпионские пародии, как, впрочем, и псевдосерьезные политические и криминальные триллеры про похождения Джеймса Бонда, Джейсона Борна и прочих суперагентов, выходят на студиях Америки и Европы регулярно.
Что интересно, на фоне этих блокбастеров «Рыцарь дня» отнюдь не теряется и не выглядит дешевкой: погони, драки, перестрелки и прочие зрелищные нюансы поставлены в ленте Мэнголда на широкую ногу.
В то же время ярко выраженная романтическая составляющая, а также ироничные, шутливые интонации в поведении главных героев не позволяют ленте скатиться к «серьезной мине» конкурентов по жанру.