Именно Тихвинское кладбище, которое находится напротив Лазаревского, и называемое сейчас как «Некрополь мастеров искусств», больше всего посещают туристы. Оно сформировалось в начале XIX века. К этому времени на Лазаревском уже не оставалось мест для захоронения, и в марте 1823 года канцелярия Александро-Невской лавры предложила создать новое, которое поначалу так и называли — Новым Лазаревским. В 1869 г. по проекту архитектора
С 1934 года хоронить на кладбище перестали. Приближалась 100-летняя годовщина со дня смерти
В 1935 году начались работы по реконструкции, которые проводились в спешке, непродуманно. Многие старые памятники сносились без учета их исторической и художественной ценности и были утрачены навсегда. В результате реконструкции Тихвинское кладбище в том виде, каким оно было в начале ХХ века, перестало существовать. В начале XX в. на этом кладбище насчитывалось 1325 надгробий, из которых сохранилось всего около ста. В соответствии с названием некрополя — Мастеров искусств, сюда переместили, перезахоронили с других кладбищ прах выдающихся артистов, художников, скульпторов, композиторов и музыкальных деятелей. Всего сюда было перенесено более 60 памятников.
На относительно небольшой территории Некрополя собраны, как сказали бы теперь, «звезды» российского искусства. Сейчас здесь около 200 захоронений. Осмотр некрополя я обычно начинаю с правой стороны, где почти рядом со входом находится могила
Далее, вдоль северной части ограды, на так называемой композиторской дорожке, идут захоронения композиторов
К западу от музыкантов покоятся художники
Почти в самом конце южной дорожки высится монументальный памятник В.В. Стасову, крупному музыкальному и художественному критику.
Последним в этом Пантеоне русского искусства был похоронен в 1989 году выдающийся театральный режиссёр Г. А. Товстоногов, в течение 33 лет (с 1956 г.) возглавлявший БДТ им
Вдоль южной стены, ближе к выходу, находится могила великого баснописца И.А. Крылова, надгробие над которой выполнено по проекту П.К. Клодта, являющегося также и создателем памятника Крылову в Летнем саду. Рядом похоронен еще один современник
А перед могилой Крылова посетители надолго останавливаются перед гранитным саркофагом, со всех сторон исписанным эпитафиями в стихах и в прозе. Принадлежит надгробие (хотя на нем нет имени и фамилии погребенного) мало кому известному нынче книгоиздателю и книготорговцу XIX века Лисенкову Ивану Тимофеевичу. Все надписи составляют маленькую, но тщательно подобранную антологию. Это единственный в своем роде литературный памятник. Часть букв читается с трудом, но при желании можно все прочесть. Первая часть открывается четверостишием известного стихотворени я
Река времен в своем теченьи
Уносит все дела людей
И топит в пропасти забвеньи
Народы, царства и царей.
Уходит человек из мира,
Как гость с приятельского пира
Он утомился кутерьмой
Бокал свой допил, кончил ужин.
Устал! Довольно — отдых нужен
Пора отправиться домой.
На другой стороне саркофага — три совета, как следует вести себя в жизни: 1. Употреби труд, храни мерность — богат будешь. 2. Вождержно пий, яждь мало — здрав будешь. 3. Делай благо, бегай злаго — спасен будешь.
Обычно экскурсоводы рассказывают, (а если вы без экскурсовода, то смотрительница у входа тоже поделится с вами сведениями), что этот участок под захоронение на Тихвинском кладбище, был куплен
«Ты будешь тем, что я теперь.
Гробницы, гробы здесь на явке
Стоят, как книги в книжной лавке,
Число страниц их видно вам,
Заглавье в каждой книге ясно,
А содержанье беспристрастно,
Подробно разберемся там.
Прохожий, бодрыми шагами
и я ходил здесь меж гробами,
читая надписи вокруг,
как ты мою теперь читаешь.
Намек ты этот понимаешь?
Прощай же! До свиданья, друг».
Вот и мы попрощаемся с Некрополем, покинув его в задумчивости о скоротечности жизни, бренности бытия.