В Санкт-Петербургских некрополях Александро-Невской Лавры стоит побывать всякому, кто интересуется отечественной культурой и историей. Я очень люблю посещать эти кладбища, особенно хорошо там в погожие дни ранней осени или поздней весны. Когда уже, или еще, нет массы туристов, можно спокойно ходить среди надгробий, вспоминая людей, давно ушедших из жизни, но оставивших яркий след и в истории страны, и в моей душе. Обычно я иду сначала в Троицкий собор, а потом уже обхожу кладбища. Их на территории Лавры несколько.
Рядом с Троицким собором, напротив главного входа, находятся захоронения конца XIX — начала XX века, но они не относятся ни к одному из трех официальных некрополей — Лазаревскому (Некрополь XVIII века), Тихвинскому (Некрополь мастеров искусств) и Никольскому. Чем же знамениты эти некрополи? Давайте вместе прогуляемся. Ведь многие надгробия там можно отнести к достопримечательностям
Самое молодое, Никольское кладбище было открыто в 1863 году, к востоку от Свято-Троицкого собора. Первое время его называли Засоборным, но после постройки храма Святого Николая Мерликийского в 1868—1871 гг. оно получило свое современное название — Никольское. Кладбище входит в состав некрополей Александро-Невской лавры, но в отличие от Лазаревского и Тихвинского кладбищ, не является музеем-заповедником, и вход туда свободный. В 1930−40-е годы здесь уже не хоронили, и даже собирались вообще ликвидировать его. Однако, в конце 1970-х годов захоронения возобновились, здесь стали хоронить людей за их особые заслуги перед обществом. Поздние захоронения в основном расположены в правой части от главной аллеи.
В декабре 1996 года в авиакатастрофе погибли
Слева от главной аллеи, рядом с церковью, находится могила
Здесь также покоятся архитектор
А теперь отправимся на самое старое из сохранившихся в Санкт-Петербурге, Лазаревское кладбище. Это некрополь XVIII века, он находится слева от входа на территорию Лавры, за аркой надвратной церкви Всех Скорбящих радости. Кладбище было заложено одновременно со строительством Александро-Невского монастыря, и там поначалу хоронили только знатных представителей столичного общества. Для погребения требовалось личное разрешение Петра I. В 1717 году здесь была похоронена любимая сестра Петра царевна Наталья Алексеевна, а затем и его сын царевич Петр. Над их могилами построили небольшую часовню во имя Воскрешения святого Лазаря, потому кладбище стали называть Лазаревским. Значительно позже останки царевны и царевича были перенесены в Благовещенскую церковь, над их могилами положены плиты, получившие название царских, а Благовещенская церковь превратилась в первую царскую усыпальницу Петербурга.
Большая часть могил на Лазаревском кладбище относится к XVIII cтолетию, хотя хоронить продолжали еще в XIX и даже в ХХ вв. Одним из последних стало захоронение в 1915 году выдающегося государственного деятеля графа
На Лазаревском кладбище довольно тесновато, проходы между надгробиями узкие, надписи на многих памятниках полустерлись и плохо читаются. Но приходят сюда и отдельные посетители, и группы туристов. Здесь покоятся архитекторы, создававшие замечательный облик Санкт-Петербурга:
Многие посетители, и я в том числе, непременно идут к могиле Н.Н. Ланской-Пушкиной, жены великого, любимого поэта. Она находится у дальней от входа стены, недалеко от часовни.
Справа от входа в Некрополь есть захоронение, на памятнике которого такие запоминающиеся слова:
Прохожий! Ты идешь, но ляжешь, так, как я .
Присядь и отдохни на камне у меня.
Сорви былиночку и вспомни о судьбе —
Я дома — ты в гостях — подумай о себе.
Задумавшись о бренности всего земного, мы переходим в следующий некрополь — Тихвинское кладбище.