Болезнь была недолгой (одна пятилетка), отличалась типичными симптомами (дрожь в коленках, алчный блеск в глазах и стремление успеть туго набить карманы) и закончилась так же быстро, как и началась.
В результате за период с 1993 по 1997 годы на Фабрике грез были экранизированы 6 романов писателя, что сделало направление «юридический триллер» одним из самых популярных в своем жанре. Первым в списке экранизаций засветился роман «Фирма», по которому в 1993 году американец Сидни Поллак снял одноименную картину с участием Тома Круза.
…Митч МакДири (Том Круз) — молодой, но очень, очень перспективный юрист. Настолько перспективный, что, заканчивая Гарвард с отличием, он может не беспокоиться на счет будущего места работы. Скорее, это место беспокоится о нем. Выбирая между хорошим и лучшим, Митч не оглядывается назад, ведь он уверен в себе и в своих способностях. Однако есть предложения, от которых просто необходимо отказываться. И будь честолюбивый Митч опытнее, он бы не попал в передрягу, которая изменила его жизнь раз и навсегда.
Частная юридическая контора из Мемфиса «Бендини, Ламберт и Лок» предложила Митчу очень выгодный контракт. Халявный «Мерседес», членство в закрытом клубе, ссуда на дом и даже оплата оставшихся семестров в Гарварде. Митч и его молодая жена Эбби (Джинн Трипплхорн) о большем и мечтать не могли. Они поспешно покидают насиженное место в дорогом (и не только сердцу, но и кошельку) Нью-Йорке и отправляются в Мемфис, где новая зарплата Митча уверенно приближается к шестизначному числу.
«Фирма» (как юридическую контору называют в кулуарах сами сотрудники и их жены) — это закрытый от посторонних глаз междусобойчик, обслуживающий очень важных и очень богатых клиентов по всей Америке. Как выясняется, «фирма» может не только поощрять своих сотрудников, но и настойчиво рекомендовать им жить так, как угодно компании. Сотрудники обязаны состоять в узах брака, желательно наличие детей, женам не возбраняется работать, но большого смысла в этом нет, ведь «фирма» обеспечивает их мужей с головы до ног.
Однако у любой палки есть два конца, а пряник — это друг и напарник кнута. Те, кто не хочет или не может подходить под стандарты «фирмы», обычно заканчивают свою жизнь в самом расцвете сил. Узнав о странной трагической гибели двух сотрудников компании, Митч, будучи неисправимым идеалистом, начинает медленно, но верно копаться в темном прошлом своих работодателей. Очень скоро он выясняет, что все «пожелания» его боссов имеют под собой вполне конкретные цели: жена и дети нужны руководству «фирмы», чтобы держать своих адвокатов на коротком поводке. Ведь «Бендини, Ламберт и Лок» — это легальное прикрытие чикагской мафии, что делает работу Митча не только грязной, но и смертельно опасной.
Что-то из этого Митч выяснил сам, что-то ему разъяснили агенты ФБР, решившие взять парня в оборот. Митч прекрасно понимает, что сотрудничать с правительством и раскрывать тайну своих отношений с клиентами фирмы он не имеет права. Если он пойдет на это, он лишится всего — практики, карьеры, имени, а может, и самой жизни. Но и продолжать работать в «фирме», зная, чем она занимается, — тоже не может. И не только по этическим причинам, ведь если контору накроют, что рано или поздно случится, Митч сам отправится в тюрьму.
И тогда юрист, загнанный в угол, придумывает хитроумный план из серии «И рыбку съесть, и так далее»…
Сидни Поллак и Скотт Рудин, продюсеры картины, не прогадали. «Фирма» стала настоящим кинохитом 1993 года, получив по итогам года четвертое место в списке самых прибыльных лент (после «Парка Юрского периода» Спилберга, «Миссис Даутфайр» и «Беглеца» с Харрисоном Фордом). Лента стала лучшей по оценкам зрителей в своем жанре, а также получила две номинации на Оскара, за музыкальное сопровождение композитора Дэйва Грузина и лучшую женскую роль второго плана (Холли Хантер).
Заслуженно ли такое внимание? Начнем с того, что широкая аудитория зрителей тогда, в 1993, еще не была знакома с фирменным стилем Гришэма, поэтому «Фирма» и произвела настоящий фурор. Позднее, когда выяснилось, что писатель пишет достаточно однообразно, ажиотаж стал потихоньку спадать. Каждый последующий фильм по произведениям Гришэма, кроме, разве что, «Время убивать», становился для продюсеров головной болью, а для зрителей — если не разочарованием, то предсказуемым зрелищем.
«Юридические триллеры» стали для Гришэма не только визитной карточкой и фундаментом благосостояния, но и тем самым увесистым камнем, который в конце концов утянул беллетриста на дно. После неудач с фильмами «Камера» и «Благодетель», коих не спасли ни звездный актерский состав, ни масштабная рекламная кампания, Гришэма внезапно перестали экранизировать. Только спустя 6 лет, в 2003, на экраны вышел очередной «адвокатский саспенс» под названием «Вердикт за деньги», но к тому времени публика уже «наелась» подобных сюжетов, и лента благополучно провалилась.
То, что для одних существенный рывок, для других — всего лишь очередная ступенька. Том Круз снимался в «Фирме», будучи уже в статусе суперзвезды после лент «Человек дождя», «Дни грома» и «Несколько хороших парней». Чтобы сияние молодой звезды не затмило остальных, партнеров ему подобрали тоже «не лыком шитых». Здесь и дважды лауреат Оскара Джин Хэкман, и Эд Харрис, и прекрасная Холли Хантер. Ветеранов Голливуда Хэла Холбрука, Уилфорда Бримли («Кокон») и Пола Сорвино (отца актрисы Миры Сорвино) записали в «плохишей», а вечного кинозлодея Гэри Бьюзи («Смертельное оружие», «В осаде»), наоборот, сделали насквозь положительным персонажем, что, однако, не помогло ему дожить до финальных титров. Киноманам будет также интересно увидеть Тобина Белла, будущее воплощение «Пилы», который в «Фирме» играет роль наемного убийцы, расхаживая с роскошной блондинистой шевелюрой.
Не то чтобы «Фирма» представляет собой нечто непредсказуемое, но я пересмотрел фильм не без видимого удовольствия, хотя хронометраж у ленты приличный — почти два с половиной часа. Фильм выгодно спасает достаточно крепкий сценарий и уверенная режиссура Поллака, которому я бесконечно благодарен за «Тутси» с Дастином Хоффманом.
Сказать, что «Фирма» — шедевр, даже в своем жанре, нельзя, но что это грамотный и очень профессионально сделанный триллер — это чистая правда. Конечно, без ляпов и оплошностей не обошлось, но не в этом суть.
Создателям «Фирмы» удалось главное — сделать так, что скучное по описанию действо (юрист разбирает бумажки и расследует махинации в собственной фирме) превратилось в увлекательное кинопроизведение.