Одна его роль в «Красоте по-американски» во многом перевернула представление о безгрешности и чистоте американского добропорядочного мужика средних лет. Что он нам заготовил тут, в «Социальной сети?» Как режиссер Дэвид Финчер взялся за несвойственную, в общем-то, ему по стилистике работу?
Прежде всего, речь в картине идет о совсем недавнем прошлом. Уже вовсю пашет Livejournal и Google. Так как повествование идет о суперсовременных средствах коммуникации, кои немыслимы без компьютеров, фильм нашпигован компьютерными терминами. Подростки, молодежь говорит на этом особенном языке не задумываясь, а для более старшего поколения терминология фильма окажется трудной для восприятия.
Присмотримся к главному персонажу — Марку Цукербергу. Прекрасно владеет ПК, имеет навыки хакерства. Юный. Явно не глуп. Плюс у него есть редкая черта: он генератор идей и думает о том, что люди ищут в Интернете. Он работает на потребности и от этого становится неплохим коммерсантом, а не только компьютерным гением.
Актер Джесси Айзенберг, сыгравший главного героя, по моему мнению, оказался сомнительным кандидатом на данную роль. В «Добро пожаловать в Зомбилэнд» он очень органичен. Приколы, драйв, черный юмор — это его. Тут же, в «Социальной сети», его голова в кучеряшках представляется мне чем-то закрытым.
Как он на самом деле относится к Facebook? Какие в нем живут эмоции по поводу своего персонажа — Марка Цукерберга?
Тем не менее есть одна, как я считаю, сцена в фильме, которая удалась ему удивительно хорошо. Когда он почти плакал, создав свой вариант Facebook. То есть как бы родил детище и не в силах сдержать восторг, умиление и любовь к своему творению. Что ж, я признаю, что реальный самый юный миллиардер Марк Цукерберг создал online-шедевр. Ведь реальный Facebook — это зеркало жизни, которая охватывает многие аспекты жизни людей.
Герой актера Джесси Айзенберга — Марк Цукерберг — несмотря на неброскую и щуплую внешность, по сути завоеватель новых пространств. Он не останавливается на успехе локальном, он стремиться расширяться. Он пестует свое детище Facebook, подкармливает новыми идеями, улучшением функционала, дизайна и проч. В экранном образе Марка все же есть этакая едва уловимая изюминка (если под лупой глядеть), и суть ее в том, что за простой внешностью парня живет сгусток энергии, который толкает его вперед к вершинам бизнеса.
Ничего, что он по пути предает, строит «интриги», «кидает»? Да как сейчас говорят: «Ничего личного. Только бизнес». Все, что мешает развиваться творению бизнесмена Марка, должно уйти или сгинуть. А как еще иначе делаются состояния?
Но на самом деле меня удивило искусство перевоплощения совсем другого персонажа — партнера и ближайшего друга (до некоторого момента) Марка. Речь идет об актере Эндрю Гарфилде (Эдуардо Саверин в фильме). Прямо скажу, что раньше Гарфилд не особо блистал в индустрии кино, а тут его прямо как прорвало. Потрясающая достоверность игры! Особенно когда он бросает ноутбук на пол и тот разбивается. Сколько экспрессии, ненависти, разочарования в этом жесте! Да, я считаю, что «Социальная сеть» — больше его фильм. Он вообще здесь на экране очень гармоничен. Его роль, что скажешь. Вот единственный человек, который и мог быть со-основателем Facebook. Я ему верю.
Третий столп из актерского состава фильма — Джастин Тимберлейк (Шон Паркер в фильме) — здорово поет, это верно. Но в «Социальной сети» ему петь не дали. А жаль. Актерская работа Джастина в фильме мне представляется проходной.
И еще один человек важен в оценке создания «Социальной сети». Упомянутый уже продюсер картины Кевин Спейси. От Кевина больше следовало ждать социальной драмы, и я не ошибся! Это вам не «стрелялка» и не сага о инопланетных мирах, не леденящий душу триллер. Все о жизни, все по делу. Как с тысчонкой «убитых енотов» ($) на счете и мозгами в кучерявой голове в начале пути сделаться самым богатым юным миллиардером мира? И не нефтью торгуя, а самыми что ни есть передовыми технологиями. Вернее, идеями.
Мне кажется, что «Социальная сеть» — это очень американская история. Обычный парень за счет своих мозгов, смелости, дерзости, если хотите, наглости и благоприятному стечению обстоятельств становится мультимиллиардером. За это никто его не убил, не отнял бизнес, не четвертовал и даже такую малость, как набить физиономию, — и ту не сделали. Вот она — американская сказка, только очень реальная. Все вышли из переплета чистенькие, с немалыми «бабосами» на счетах и во фраках, так сказать. Кроме, разве что, девчонок. Им в «Социальной сети» не фартит.
Фильм создан как некий калейдоскоп переключений между тем, что есть сейчас, и тем, как это было. Что говорили персонажи, что чувствовали. Перенос во времени туда-сюда — обычный прием, но здесь, в «Социальной сети», очень уж подчас все действие заторможено. Также к минусам картины отношу обилие разговоров.
Но что примечательно: фильм похож на интеллектуальный пинг-понг между Марком и его недоброжелателями. Между Марком и его компаньонами. Режиссер Дэвид Финчер поставил интеллектуальное кино. Но не более. Считаю ли я «Социальную сеть» финчеровской картиной? Нет, это стилистика не его, а, скорее, исполнительного продюсера — Кевина Спейси.
Оценить данную картину непросто. С одной стороны, для любителя драйва в кино, экшна, движения, экспрессии фильм затянут и полон длительных, иногда зевотных диалогов. Почитай, 120 минут «трепа». Имеется слабенький детективный дух. Но с другой — диалоги отражают интеллектуальный пинг-понг персонажей. Мировоззрений. У меня даже возникла отдаленная аналогия с фильмом «Игры разума» с Расселом Кроу.
Посему я в затруднении перед явной двойственностью картины. Это как пирог съесть, где верхний корж засох, а нижний еще вкусный. Потому что пропитался и верхний не дает ему — нижнему — сохнуть. Однако я склонен все же больше к негативной оценке.
Ну, никак это не «Бойцовский клуб» или «Игра» Дэвида Финчера. Не его это проект — «Социальная сеть». Нет тут основы для триллера с феерическим финалом, как в «Игре». Придуманная бизнес-история. Возможно, рекламного свойства (кто знает!).