Святая великомученица Параскева Пятница
Она жила в III в. в Иконии — городе, расположенном у подножия горы Тавра, столицы Ликаонской области. О родине Параскевы стоит сказать чуть подробнее. По преданию, там дважды бывал апостол Павел: сначала проповедовал Евангелие вместе с Варнавой, за что был изгнан, а затем привел и назначил своего религиозного наместника.
Икония связана с именами и других святых, например, Кирика и Иулитты. Город пережил беспокойную историю: начиная с IV века, христианская церковь здесь процветала, затем он подпал под власть сарацинов, позднее был взят Фридрихом Барбароссой, отнят у него султанами, потом оказался владением Чингисхана, и, наконец, был завоеван Баязетом.
Нетрудно предположить, что все эти события сопровождались насилием и разрушениями. Тем не менее, город сохранился до нашего времени, правда, чуть изменилось название: теперь это Кония. Здесь проживает порядка 30 тыс. человек, часть из которых исповедует христианскую веру. Местная христианская община принадлежит греческой церкви, но богослужение ведется на турецком языке.
Однако, вернемся к основной теме рассказа. Согласно житию, имя Параскевы (что по-гречески — пятница) она получила, во-первых, потому что родители-христиане особенно чтили этот день недели, посвященный воспоминанию страстей Господних; во-вторых, потому что родилась именно в пятницу. Девочка рано осиротела, когда подросла, приняла обет девства и занялась распространением христианской веры среди языческой братии.
Однажды в Иконию наведался начальник области с карательными против христиан мерами, и ему донесли о Параскеве. Он вызвал юную деву на суд, а увидев, прельстился ее невинной красотой. Повелев принести жертву языческим идолам, судия посулил взамен взять исповедницу в жены.
Но та, «женскую слабость отвергши», дерзновенно отказалась, за что была предана жестоким мукам. С нее сняли одежду, подвесили на дереве и истязали железными гвоздями, крючьями и горящими факелами. По преданию, Господь послал своей верной последовательнице чудо, за одну ночь исцелив все нанесенные ей во время пытки раны. Однако это не вразумило мучителей… В итоге страдалица была обезглавлена.
Народная традиция почитания Параскевы ПятницыРеклама
После христианизации Руси в народе на нее был перенесен прежний культ могущественной языческой богини Макоши, и в результате Параскева Пятница стала одной из наиболее чтимых святых. Ей издавна молились о сохранении домашних животных; об исцелении тяжких недугов, как телесных, так и душевных; о защите от нечистой силы; обретении и сбережении семейного благополучия и счастья; успехе в торговых делах.
Предметы, что привешивались к иконе благодетельницы, считались наилучшими и наивернейшими целительными средствами. Ее именем нарекались пятницкие торги и ярмарки, для нее строились придорожные часовни и особые столбы, и даже перекрестки назывались «пятницами».
Ей посвящали 12 временных (или именных) пятниц, приуроченных к главным годовым праздникам, девять торговых, в течение 9 недель после Пасхи, и девять «обетных», когда в случае постигшего несчастья давалась клятва не только блюсти строгий пост по некоторым пятницам, но и отмечать в качестве праздничных.
Существовало поверье, что по пятницам грехом было «тревожить землю, ибо во время крестной смерти Спасителя было землетрясение». При начале жатвы одной из старожилок «с легкой рукой» поручалось ночью сжать и связать первый сноп, трижды уложить на землю, приговаривая: «Пятница, Параскева — матушка, пошли рабам божиим без скорби и болезни окончить жатву, будь им заступница от колдуна и полудницы, еретика и еретицы».
Смиренную страдалицу за веру народ наделил могущественными полномочиями следить за тем, как соблюдаются обычаи и запреты в повседневной жизни и в зависимости от этого — карать или миловать, то есть быть как милостивой, так и грозной. Подобное восприятие сохранилось в преданиях.
По одному из них, однажды Параскева Пятница повстречалась путнику, который предложил разделить с ним скудную трапезу, и та, вкусив, посулила ему «богатую девушку-сиротку и сто лет веку». Дожив до старости, этот человек попросил Параскеву продлить ему срок жизни, что и было исполнено. Потом история повторилась еще раз — и снова смертный час был отсрочен.
Когда на исходе третьего века мужик сам попросился уйти из земной юдоли, то благодетельница показала ему те два места, где бы он оказался, если б умер раньше, — и они были хороши, а затем привела в третье, открыла дверь и толкнула вперед со словами: «В триста-то лет ты столько согрешил, что где же тебе и жить, как не у чертей в когтях?», — то есть это был ад.
Существует множество вариантов рассказа о том, как непочтительную женщину Параскева обратила в лягушку. А ведь у нее, ко всему прочему, был статус «бабьей святой». Крестьянки отдавали свою особую любовь Параскеве Пятнице, исполняя целый ряд особых обращений, обрядов и обычаев в ее честь.
Считалось, что она покровительствует женским занятиям, в первую очередь, прядению. Но как раз по пятницам запрещалось этим заниматься и даже куделю держать на лавке. В Малороссии бытовало поверье, что по пятницам ходит святая по селам, вся исколотая иглами и изверченная веретенами, потому как много на свете грешниц, которые шьют и прядут в посвященные ей дни. — Так орудия пытки, примененные к святой исповеднице на исходе ее жизни, причудливо обратились бытовыми предметами.
Еще более любопытно, как образ девственной Параскевы преломлялся в связи с ее функциями женской заступницы и помощницы. Одно из преданий о ней начинается словами: «Лежит как-то раз Параскева Пятница на печи с мужем и с ним разговаривает…».
А далее речь идет о том, что во время этой беседы ее позвали принять роды, и оказалось, что роженица водится с чертями. Но благодетельнице все же удалось спасти ребенка с помощью креста и молитвы. Нечисть же, не смирившись с потерей младенца, навела смуту на нечестивого царя, и тот стал уговаривать Параскеву отречься от христианской веры, а когда она отказалась, казнил, отрубив голову. Это случилось в пятницу, потому и назвали мученицу Параскевой Пятницей.
Девицы-красавицы, желая выйти замуж, молились: «Матушка Пятница-Параскева, покрой меня поскорее»; «Пятница, святая мученица Парасковея, пошли мне женишка-то поскорее!»; «Пятница — Прасковья, пошли мне жениха поскорее, да к тому же поласковее». Иногда Параскеву олицетворяли даже с Матерью Божьей. Вот один из примеров северорусского духовного стиха:
Стояла милостива жена да милосердна
Во край пути да край дорози.
Во сне ей и Пятница явилась,
Сама пресвятая Богородица.
Параскеву Пятницу, что почитается 10 ноября по новому стилю, прозвали еще и Льняницей. Это связано с тем, что к этой дате приурочивалось начало соответствующих работ: «На Парасковию-Льняницу начинают мять и трепать лен». По этому поводу проводились специальные обряды:
— «мокрида» (с одной стороны, «мокрый», с другой «mokus» — прядение): в колодец бросали кудель в качестве жертвы Параскеве Пятнице, которая признавалась также и покровительницей воды;
— «льняные смотрины»: хозяйки выносили на улицу вытрепанный лен-первак, показывая друг дружке, а девушки — парням и будущим свекровям.
А еще в церковь приносили для освящения плоды урожая, после чего хранили весь год как священные предметы. У святых источников и колодцев, связанных с именем Параскевы, совершали крестные ходы, служили молебны, читали молитвы. К ним приходили больные и несчастные, чтобы оставить какую-нибудь вещицу, попросить помощи и прихватить воды, которая в течение всего года не «зацветала» и использовалась в лечебных целях.
* * *
Вот так причудливо переплелись христианские каноны и народные верования. И не было в этом, на мой взгляд, никакого ущерба для светлого образа святой великомученицы Параскевы Пятницы, который «пропускался через сердце» и становился ближе и понятнее крестьянину.