Полунищий отпрыск ирландца и индианки чероки сумел многого добиться в жизни благодаря своей упертости и желанию идти вперед. Спортсмен, актер, бизнесмен, тренер, культовый персонаж. Норрис успел везде и в свои 70 лет ему есть, что вспомнить.
Свою актерскую карьеру Чак начал в далеком 1972 фильмом «Путь дракона», где ему повезло очутиться в одном кадре с самим Брюсом Ли. И, хотя Норрису досталась партия кинозлодея, картина дала мощный толчок его развитию в области шоубизнеса. «Одинокий волк МакКуэйд», лента Стива Карвера, о которой пойдет речь в этой статье, по сей день считается высшей точкой кинокарьеры Норриса.
Вкратце о сюжете. Техасский рейнджер Джей Джей МакКуэйд суров, небрит и немногословен. У него постоянные трения с начальством, у него практически нет друзей, даже семья — и та бывшая. МакКуэйд предпочитает жить один, работать один, и ему глубоко наплевать на мнение окружающих. Он живет в хибаре на окраине Эль Пасо, где у него есть самодельный тир, куча оружия, здоровенная псина и целое море пива в холодильнике.
Эль Пасо, стоящий на границе с Мексикой, всегда привлекал авантюристов и беглых преступников со всей Америки. Со времен освоения Дикого Запада мало что изменилось в лучшую сторону. Разве что бандиты стали изобретательней и изощренней, а их аппетиты увеличились в геометрической прогрессии. Так, например, некто Роули Уилкс (Дэвид Кэррадайн) вознамерился перевезти через границу штата оружие и боеприпасы, которых бы с лихвой хватило на пару лет гражданской войны в какой-нибудь банановой республике. Автоматы, гранатометы и даже военная техника нагло экспроприируются и продаются на сторону.
Само собой, что внешне Роули — приличный бизнесмен, спонсирующий общественные спортивные мероприятия и принимающий участие в жизни города. Только МакКуэйда ему не обмануть. Впрочем, Роули настолько туп и самоуверен, что он даже не пытается скрываться, надеясь на силу оружия и собственные навыки в рукопашном бою. Тем не менее, на стороне техасского рейнджера закон, крепкие кулаки и сила правды, поэтому никакие ухищрения и приемчики Роули от справедливого возмездия не спасут…
Причина популярности «Одинокого волка» состоит в том, что этот фильм стал квинтэссенцией стиля Норриса в кино. Угрюмый, вечно небритый крепыш-каратист не стал всеобщим любимцем и супергероем по типу Сталлоне или Шварценеггера, но надежно занял свою нишу в жанре боевиков восьмидесятых. Но ни до, ни после «Одинокого волка» Норрису не удавалось в отдельно взятом фильме продемонстрировать всё, на что он способен.
С позиции дня сегодняшнего претензий, конечно, много. Сценарий изобилует штампами, нелогичными поворотами сюжета и многочисленными ляпами. Одинокий воин на страже закона; бессердечный злодей, ворочающий миллионами и тратящий всё свободное время на устранение мелкой полицейской сошки; подружка кинозлодея, влюбляющаяся в главного героя и прикрывающая его от пуль своим телом; вечно всхлипывающая дочурка, которую приходится перманентно спасать и утешать; тупоголовые ФБР-овцы, которые вечно лезут не в свое дело; наивный напарник; злобный и тщеславный начальник. Весь набор стандартного голливудского боевика в наличии.
В этом наборе клише и условностей есть своя притягательность, ибо, примерно зная, чем весь сыр-бор закончится, зритель абсолютно не напрягается и спокойно наслаждается видами, эффектными погонями и каскадерскими трюками. Если отвлечься от сюжета, то перед нами достаточно неплохой экшн, снабженный всеми необходимыми составляющими жанра. Тут вам и драки в исполнении семикратного чемпиона мира по каратэ, и погони на джипах в пустыне, и перестрелки, и даже элементы паркура.
Отдельно хочется отметить замечательную музыкальную тему композитора Франческо де Мази. Многим она небезосновательно напомнит великолепную музыку Эннио Морриконе, что вовсе неудивительно. Де Мази, также как и Морриконе, вдоволь потрудился над созданием многочисленных спагетти-вестернов в итальянском коммерческом кинематографе.
Поговаривали, что, будь Брюс Ли тогда еще жив, роль Роули обязательно отдали бы ему. И, если бы он согласился, Норрису удалось бы совершить своеобразный «матч-реванш» после головомойки в «Пути дракона». Мечты навсегда останутся мечтами, ведь «Одинокий волк» снимался спустя 10 лет после трагической смерти китайского актера.
Резюмирую. Несмотря на шаблонность и некоторую наивность, «Одинокий волк МакКуэйд» — это своеобразный глоток чистого, незамутненного экшна на фоне высокотехнологичных, запутанных боевиков нового тысячелетия. Яркая, сочная картинка (лента снималась в пустынных прериях Эль Пасо), харизматичные персонажи Норриса, Кэррадайна и будущей неофициальной девушки Бонда Барбары Карреры («Никогда не говори никогда»), хорошие каскадерские трюки и грамотно поставленные рукопашные бои.
Чаку Норрису персонаж МакКуэйда полюбился не меньше, чем самим зрителям. В 1993 году актер подписал контракт с телеканалом CBS на создание сериала «Крутой Уокер», где он на протяжении 9 сезонов, вплоть до 2001 года, изображал другого техасского рейнджера.