В ее бархатном голосе какой-то удивительный покой, даже в самых ее отчаянных и тоскливых песнях. Этот покой умеет вытеснять из головы не очень приятные воспоминания. В нее вслушиваешься, замирая и прервав все разговоры. Одним голосом она способна поменять течение самой тоскливой мысли.
Ее голос успокаивает, заставляет остановиться, стряхнуть суету и послушать неспешную, красивую музыку. Можно собраться с мыслями, сесть в кресло, выпить чашечку чая, порадоваться солнцу, новому дню. Ну, тем самым простым радостям, которые остаются с человеком всегда — если только он умеет им радоваться.
Есть люди, в которых живет музыка. Кассандра одна из таких — она пьянит посильнее вина, будоражит эмоции, формирует образы в сознании.
И даже если где-то её голос звучит угрюмо — она очень светлая, она одна из немногих, кто чувствует себя в этом мире не просто уютно, она в нем чувствует себя свободно.
Вот это всё — о Кассандре Уилсон.
Кассандра родилась 4 декабря 1955 года в Джексоне, штат Миссисипи, в семье музыкантов. Училась музыке с 9-ти лет, в 12 начала сочинять песни.
«Первая музыка, которую я слышала в детстве, — вспоминает певица, — это джаз, и именно джаз является основой моего музыкального мировоззрения».
К 19-ти годам она уже гастролировала по штатам, исполняя фолк и джаз. Какое-то время после колледжа она работала на телевидении и одновременно занималась музыкой. Она работала над своим голосом, который тогда еще не имел той глубокой окраски, благодаря которой он так знаменит сегодня.
Она по-новому исполняет старые песни известных исполнителей, (Joni Mitchell, Robert Johnson, Hank Williams, The Monkees, Sting) которые никто не пел как джазовые композиции, практически ничего не оставляя от первоначального замысла. Она разрушает стереотипы, делает сумасшедшие вещи и воплощает необычные идеи. Кассандра привносит в свое пение тоновую артикуляцию, ритмическое смещение, а главное — жонглирует словами, при этом оставляя смысл текста, здесь чувствуется влияние Билли Холидэй. Но Кассандра пошла дальше и добавила в свой вокал оттенки блюза, которые выражаются в эмоциях.
Признание пришло к певице в 1993 году с «универсальным» альбомом «Down Beat». В альбоме есть блюз и песни, исполненные в афро-стиле, есть песни, в которых ощущается аромат амазонской сельвы.
Один из ее проектов, «Blue Light Til Dawn», сразу же был признан в 1994 году одним из лучших альбомов года. От молодой певицы такого не ожидали: легкие известные композиции стали суровыми, роковые вещи превратились в полуавангард.
По итогам журнала «Downbeat» Кассандра Уилсон была признана лучшей джазовой вокалисткой 1998 года.
Кассандра почти полностью отрицает поддержку аккомпанемента. Ей достаточно гитары, скуповатой скрипки и баса, остальные инструменты возникают эпизодически. Всё очень просто и неприхотливо.
Хочется отдельно отметить гармонию между электронной музыкой и живыми инструментами. Её композиции изящно аранжированы, но, помимо Кассандры, заслуга здесь принадлежит и двум другим участникам проекта. Рядом с ней замечательный гитарист Брэндон Росс (Brandon Ross), которому принадлежит почти половина аранжировок; а наличие роскошных перкуссионных эффектов, благодаря присутствию бразильского мастера перкашн Сиро Баптисты (Cyro Baptista), придает музыке своеобразную окраску.
О чем она поет? У неё философский подход к лирическим темам. Отстраненная печаль, которая не жалуется, не стонет, а просто рассказывает, что случилось. А случается у всех по сути всегда одно и то же — об этом ее песни, и перевода им, в общем-то, не надо. Самое удивительное, что её грусть настраивает на философский лад, а не вгоняет в тоску. От прослушивания этих фанк- и джазовых баллад получаешь такое возвышенное удовлетворение, которое испытывает, например, читатель вместе с героем любимой книги, пережив страдание и в конце освободившись от него.
Мастера джаза обычно делятся на «хранителей» и «искателей». Кассандре удается совместить обе тенденции: мол, смотрите, можно не отказываться от старых традиций и в то же время делать совсем иначе, чем это делали Элла, Сара, Билли и другие.
Поэтому запихнуть в рамки одного направления то, что делает Кассандра, — невозможно. Ее музыкальная карьера всегда была наполнена неожиданными поворотами и творческими поисками. Она не всегда протекала гладко, но Кассандре удалось завоевать репутацию одной из наиболее видных джаз-вокалисток.
Про музыку не буду много писать. Что ещё писать? Невероятно талантливая, и всё там хорошо, и говорить об этом просто нет нужды.
Про голос, пожалуй, ещё вот что скажу: он исключительно женский. Не женственный, нет, это что-то на уровне инстинктов, как культурных, так и человеческих. У меня от ее голоса объемное впечатление — такое бывает при старой и давней привычке к чему-то важному и дорогому. Обычно это впечатление появляется сразу и навсегда или никогда. Трудно объяснить, почему. Наши симпатии и антипатии первично зарождаются где-то глубоко в подсознании.
Она растягивает звуки, это придает ее вокалу эротичности. А если добавить к общему впечатлению сексапильную внешность… да-да, она наделена к тому же красотой внешней.
И вообще, мне кажется, что она нашла секрет, который позволяет не бояться времени. Я тихонько радуюсь, что у меня есть Кассандра, и, думаю, она не возражает, чтобы я этому радовалась.
Вот, собственно, и все. Или почти все. Если бы мне пришлось объяснять, что такое обаяние, я бы предложила посмотреть видео с Кассандрой.