Мечта Мартина и Блэйна почти осуществилась, ибо существует гигантский парк развлечений, где каждый желающий всего за какую-то смехотворную тысячу долларов в сутки может полностью погрузиться в атмосферу прошлого. На выбор парк Делос предлагает три тематические ролевые зоны: Мир Дикого Запада, Мир Средневековья и Мир Древнего Рима. Каждый выбирает тот вариант, что ему ближе. Наши герои, желая почувствовать запах пороха и азарт револьверной дуэли, решаются посетить Дикий Запад.
Вся фишка данного туристско-развлекательного проекта состоит в том, что все так называемые гости могут совершать внутри придуманного мира какие угодно действия, за исключением актов откровенного вандализма и самоубийств. Все миры населены высокотехнологичными киборгами, с которыми можно делать решительно всё, что душенька пожелает: убивать, насиловать, грабить, колошматить и дарить им фикусы в горшках. Любую напасть роботы воспринимают спокойно, ибо, как гласит первый закон робототехники, они не могут причинить вред своим создателям действием или бездействием.
Впрочем, законы парка Делос и подразумевают, что посетители будут всячески расслабляться и причинять окружающему миру максимум неприятностей. Именно поэтому в программе пребывания заложены рыцарские турниры, пиры, куртизанки, ограбления банков и дилижансов и прочие увеселения времен давно минувших. Киборги ежедневно погибают в перестрелках, удовлетворяют сексуальные желания клиентов и ведут себя практически неотличимо от самих туристов. Невозможность убить себе подобного заложена в самой программе, поэтому оружие отказывается палить по туристам, и они могут вольготно разгуливать по салунам и средневековым замкам, зная, что ни бандитская пуля, ни отравленный кинжал не настигнет их врасплох.
До поры до времени.
Техники и специалисты, незримо присутствующие за кадром аттракциона и неустанно ремонтирующие и совершенствующие роботов, стали замечать, что программные сбои всё чаще навещают их железных питомцев. Мирно пасущаяся змея вдруг начинает бросаться на людей, а легкодоступные женщины внезапно становятся стервами и отказывают постояльцам в сексе насущном. Это всё цветочки, ведь помимо обитательниц борделей, которые только и могут, что залепить незадачливому искателю утех смачную пощечину, есть персонажи и поопасней. Например, безымянный стрелок, который имеет во владении револьвер 45 калибра и постоянно преследует Питера и Джона во время их пребывания в Мире Дикого Запада.
Когда наступит день Икс и роботы перестанут повиноваться своим создателям, над всеми мягкотелыми обитателями парка из числа туристов нависнет реальная угроза смерти, ибо теперь против них воюют машины, которым незнакомо ни чувство жалости, ни чувство меры, ни чувство самосохранения…
Главным создателем «Западного мира» стал известный американский сценарист и режиссер Майкл Крайтон, впоследствии имевший непосредственное отношение к таким картинам, как «Охота на роботов» (1984), «Парк Юрского периода» (1993), «Смерч» (1996), «Сфера» (1998) и «13-й воин» (1999). Крайтону всегда была близка тематика, когда фантастика смешивается с реальностью. И «Западный мир», ставший его кинематографическим дебютом, не является исключением.
Излюбленный постулат человека — «хочу, чтобы у меня всё было, и мне за это ничего не было» — оборачивается для героев фильма настоящей трагедией, ибо за всё, как гласит другая пословица, приходится рано или поздно платить. Убивая несчастных роботов налево и направо, беспечные людишки практически собственными руками заставляют компьютерных жителей приспосабливаться и с течением времени видоизменяться. В момент съемок картины самообучающиеся программы были скорее научной фантастикой, чем реальностью. Сейчас же это происходит повсеместно и уже никого не удивляет.
Миф о восстании машин не раз вдохновлял кинематограф. Тот же Крайтон вновь обратится к нему в 1984 своим фильмом «Охота на роботов». Ну, а самыми известными рядовому зрителю воплощениями данной темы в кино являются, само собой, знаменитый «Терминатор» Джеймса Кэмерона и «Бегущий по лезвию бритвы» Ридли Скотта.
Забавно, что главного кинозлодея, безымянного Стрелка-киборга, сыграл легендарный Юл Бриннер, он же Крис из «Великолепной семерки». Бриннеру здесь даже не пришлось играть, его образ из популярного вестерна Джона Стёрджеса напрашивался сам собой. Тот же пристальный взгляд, те же отточенные движения, та же немногословность.
Что касается главных положительных персонажей, то их воплотили на экране популярные американские актеры Ричард Бенджамин и Джеймс Бролин (отец нынешней голливудской звезды Джоша Бролина). Лично мне показалось, что Бролин выглядел как-то поуверенней, а Бенджамин, несмотря на то, что его персонаж в этой истории является центральным, всё-таки не так убедителен. Возможно, тоже почувствовав это, актер Бенджамин вскоре стал Бенджамином-режиссером и снял весьма популярные комедии «Русалки», «Моя мачеха — инопланетянка» и «Сделано в Америке».
С точки зрения спецэффектов, само собой, не стоит ждать чего-то сногсшибательного. Всё-таки на дворе 1973 год. Роботы — это манекены, компьютеры — большие, мигающие лампочками табло, а на мониторе техников, следящих за процессами в парке Делос, целыми днями крутятся заставки в виде летающих треугольников и прочей белиберды, символизирующей напряженную работу системы. С позиции дня сегодняшнего всё это выглядит смехотворно и нелепо, а тогда это был последний писк технологий.
Спустя три года после успеха ленты, создатели выпустили сиквел под названием «Мир будущего» (1976), уже без участия команды Крайтона, зато с привлечением всё того же Бриннера и Питера Фонды. Для Бриннера «Мир будущего» стал последним фильмом, где он появляется в кадре. Сиквел не пользовался популярностью оригинала, но, несмотря на это, в 1980 Крайтон также снял мини-сериал на телевидении под названием «За пределами Западного мира». И он же стоит за ремейком самого фильма, который запланирован на 2012 год.
Резюмирую. Крепкий вестерн с элементами фантастики, а точнее, неплохой фантастический фильм с элементами вестерна. При общей наивности всего, что касается визуальных спецэффектов, фильм глубже, чем кажется на первый взгляд. Он затрагивает насущную проблему взаимодействия человека и продукта его жизнедеятельности.
Со столпами жанра лента Крайтона, конечно, не сравнится, ибо материал подан не в философском, но в развлекательном ключе. Тем не менее, для режиссерского дебюта — вполне сгодится.