Поначалу по бокам делали два разреза для рук, со временем на их месте появились короткие рукава. Богатые римляне стали носить длинные туники, доходившие до пят, и даже одевать несколько туник, одну поверх другой. Туники были, обычно, белого цвета, но на груди и спине их могли украшать два клавуса, пурпурные полосы, свидетельствовавшие о высоком положении владельца.
Раздираемый внутренними междоусобицами Рим, в конце концов, покорился неизбежному и пал. Бесконечная череда варварских атак привела к закономерному результату. Но перед этим империя долгое время существовала в тесном общении с варварскими племенами, тщетно пытаясь удержать их под своим контролем. Динамичные и злые варвары, в конце концов, развалили прогнившую римскую бюрократию.
Общение народов, в какой бы форме оно не происходило, обязательно отражается в культурных традициях. Варварам, безусловно, было что заимствовать у надменного Рима. Но и от своих, выработанных веками привычек ни кельты, ни германцы отказываться не спешили.
Собственный стиль одежды существовал и у варваров. Их одеяние, в сравнении с римским, выглядело убогим. Под верхним облачением дикие воины носили нательные рубахи из грубого полотна. Конечно, дурно пахнущая рубаха с плеча варвара, полагавшего мытье тела слабостью, недостойной мужчины, не шла ни в какое сравнение с невесомой белоснежной туникой патриция. Но в то же время в обиходе римлян появились кроеные туники, формой отличавшиеся от традиционного прямоугольника с круглым или квадратным вырезом для головы. Этот стиль считался принесенным варварами.
Из жизнеописания Карла Великого сегодня известно, что его наряд в будни почти не отличался от одеяний простолюдина. Император отдавал предпочтение народной франкской одежде, надевая обшитую шелковой бахромой тунику поверх полотняного белья. Парадные римские наряды Карл использовал только для официальных церемоний.
Традиции приверженности народным мотивам сохранились и в Германии раннего средневековья. Основной одеждой мужчин была блуза до колен, под которой (пусть пока не повсеместно) носили нательную рубаху, такой же длины, как и блуза.
Эпоха рыцарства не могла не отразиться в мужском наряде. Возможно ли, чтобы рыцарь, которому дороги по-настоящему всего лишь три понятия — вера, честь и любовь к женщине, позволил себе грубое и неаккуратное одеяние? Никогда!
Чтобы завоевать внимание прекрасной дамы, одной животной силы оказалось недостаточно. К традиционным рыцарским добродетелям, вроде умения скакать верхом, охотиться и сражаться, добавилось искусство стихосложения и игры в шахматы. Незатейливое рыцарское убранство, не упуская из виду прикладных качеств, устремилось к изысканности и утонченности. Рыцари почувствовали необходимость выглядеть привлекательно. Мужской костюм разделился на две составляющих — верхнюю длинную безрукавку и нижнюю сорочку с узкими рукавами — элементами, присущими современной мужской рубашке. Скоро ли она явится миру?