Мои старшие сестры появились очень давно, тогда же, когда появились и вы, люди. Древнейшей кукле, найденной неподалеку от Брно, 35 тысяч лет. Она сделана, нет, не из фарфора, его тогда не знали, а из мамонтовой кости. Ручки-ножки ее были подвижными. То есть, это не просто статуэтка, а настоящая кукла. Но, возможно, и она не самая древняя, наверняка до нее были и другие, просто они не дожили до нашего времени.
Сперва мы помогали шаманам и жрецам выполнять священные обряды, «шагали» в торжественных шествиях в Древнем Египте и античном Риме, изображая богов. В нас верили, возносили нам молитвы, приносили жертвы и просили заступничества. И мы помогали людям. Играли мы и в театрах. Подвешенные на ниточках куклы изображали Деву Марию (Марион) с младенцем и апостолами, поэтому нас прозвали марионетками.
А потом мы занялись светскими делами. Франция, как известно, еще в семнадцатом веке стала законодателем моды. И чтобы побыстрее довести до широких дворянских масс ее веяния, предприимчивые французы стали рассылать по всему миру прелестные фарфоровые куколки, разодетые как королевские фаворитки. К каждой кукле прилагалось множество платьев, аксессуаров и даже косметики.
Позднее некоторые из нас стали работать манекенами, а многим повезло еще больше, они стали прототипами роботов-андроидов. Самого известного андроида создал в ХVIII веке Жак Вокансон, его кукла, размером с человека, умела играть на флейте 12 мелодий. Она действительно играла, то есть, продувала через флейту воздух, умело перебирала по отверстиям пальцами и модулировала движение воздуха губами. На нее ходили полюбоваться Вольтер, братья Гримм, герцог Ришелье.
А с XIX века нами завладели дети. Одна за другой стали открываться фабрики игрушек, и основной их продукцией стали куклы. Чтобы мы были исключительно красивы, в нашем создании участвовали выдающиеся художники — Рерих, Бенуа, Поленова, Малявин.
Популярность наша была столь велика, что мы попали и на страницы книг, и на экраны кино и телевизоров. Это одной из нас пела колыбельную Шурочка Азарова: «Спи, моя Светлана…», это глядя на фарфоровое личико и чудесные голубые волосы, пел серенады влюбленный Пьеро, это с ожившей куклой играл наследник Тутти.
Но вот для фарфоровых кукол настали не лучшие времена. Во-первых, резкое снижение платежеспособности населения, во-вторых — засилье всевозможных «Барби». Но мы верим в свою страну. Ведь по куклам мы давно обогнали благополучный Запад. Наши куклы более психологичны, одухотворены, лучше отражают душу народа. А что может быть прекраснее русской души?
В наши дни производство кукол достигло невероятного размаха. Задумывались ли вы, что кукол на земном шаре гораздо больше, чем людей? А количество всегда порождает новое качество. И в середине ХХ века кукла стала авторской. Это кукольная элита.
Каждая такая кукла имеет индивидуальный неповторимый характер. Теперь мы, куклы, поражаем людей жизненностью, отточенностью форм. В нас слились психологизм скульптур великих мастеров, эстетичность нарядов великих кутюрье, утонченная завершенность работ великих ювелиров.
Мы отличаемся неповторимо реалистичным выражением лица и способностью вызывать особую нежность, глубокое чувство привязанности и заботы. Положительные эмоции захлестывают тех, кто даже просто смотрит на нас.
Вам только кажется, что мы просто фарфоровые безделушки со стеклянными глазами. На самом деле мы живем. Но только немногим людям дано это увидеть. И не всякой кукле удается ожить. Чтобы мы ожили, нужно маленькое волшебство. Давайте попробуем проследить, как это делают. Читайте вторую часть.