Возьмем, например, картину Бориса Бушмелева «Зудов, вы уволены!», попавшуюся мне на глаза буквально вчера вечером. Спрашивается, в каком жанре снят фильм? Комедия? Вряд ли, хотя смешных или около-смешных эпизодов в картине хватает. Мелодрама? Да вроде никаких амурных историй, любовных треугольников и прочей сентиментальной начинки нынешних российских телесериалов здесь нет и в помине. Драма? Сомнительно, ведь все неприятности главного героя — преходящи, а ему сопереживаешь просто по-дружески, из чувства солидарности. По сути, лента представляет собой простое жизнеописание, этакий эпизод популярного в СССР сатирического журнала «Фитиль», растянутый в цельный полнометражный формат.
Типичная советская кинодеревня Карасёвка. Колхоз «Победа». Местный киномеханик Никита Зудов (Игорь Ясулович), помимо своих служебных обязанностей, в кои входит показ сказки про Али-Бабу и боевика «
Понятное дело, что жителям зудовские киношедевры — как ножом по сердцу. Привезли в магазин дефицитные цветные «Рубины», сразу возникает вопрос: кому они достанутся? Ясен пень, не бабке Насте, ей не до телевизора, у нее сарай разваливается, а местный барыга и завхоз Ломакин (Юрий Медведев) продает лес на сторону. Как обычно, повезет блатным, местному хитрозадому ветеринару (Лев Перфилов), да заведующей клубом, начальнице Зудова, Хонькиной (Валентина Талызина). А Зудову повезет, если он успеет заснять, как недобросовестные и нечистые на руку односельчане, жаждущие «эстетического удовольствия в цвете», втихушку тащат по домам дефицитный товар.
Ладно, Бог с ними с телевизорами. А когда завхоз, втайне от председателя Шилова (Иван Рыжов), отгружает своему приятелю лес? Это уже хищение государственной собственности. Тут не просто пальчиком погрозят, тут можно за решетку загреметь. Впрочем, до подобных страстей в ленте не дойдет, это всё-таки не
Короче говоря, Зудов с его кинематографическими изысками и поиском правды встал всем поперек горла. Сначала у него отобрали камеру, потом вообще уволили. Но Никита, как истинный вдохновленный персонаж, которому искусство и истина дороже мелких семейных неурядиц, смотрит на эти злоключения сквозь пальцы. Даже когда от него уходит жена Катерина (Нина Русланова), которой до смерти надоело, что ее муж, вместо того чтобы свиней растить да картошку сажать, бегает по селу с камерой наперевес. Даже когда Зудову натурально бьют морду за то, что он не хочет отдавать пленку с компроматом. Даже когда городской аферист, он же всемирно известный оператор Мерцалов-Валуа (Александр Белявский), нахально выманивает из Зудова все деньги, собранные им на покупку новой камеры.
Киномеханик и кинолюбитель Зудов не унывает, ибо увлеченному человеку, как это часто бывает в нашей жизни, абсолютно начхать на злопыхателей и завистников. Тем более что мир не без добрых людей. Да и жена когда-нибудь осознает свою ошибку и вернется. Никуда не денется…
Кому-то может показаться, что «Зудов, вы уволены!» — творение недалекое и сварганенное на злобу дня. Вполне возможно, что так оно и было на самом деле. Очередной сатирический пасквиль на сельскую жизнь, где каждый второй тащит то, что плохо лежит, процветает разгильдяйство, а добрый председатель смотрит на всё сквозь пальцы. Только вот с позиции времени, спустя 26 лет после означенных событий, как-то уже не задумываешься обо всех этих глупостях, которые казались персонажам фильма важными. Всю картину современный российский зритель будет оценивать, прежде всего, с позиции дня сегодняшнего, и большинство вопросов, остро поднимаемых в картине Бушмелева, покажутся нам смехотворными.
Бушмелев, кстати, так и не прижился при новом строе. После «Зудова» он снял всего лишь две картины, «Арбатский мотив» на телевидении и не очень смешную комедию «Наш американский Боря» с Сергеем Маковецким в 1992-м. Режиссер, слава Богу, жив да здоров, но с кинематографом завязал.
Многим будет приятно увидеть в картине любимых советских актеров: Игоря Ясуловича, Нину Русланову, Марину Дюжеву, Льва Перфилова, Валентину Талызину, Михаила Кокшенова, Ивана Рыжова и Александра Белявского. Ясулович, которого мы привыкли видеть в ролях второго плана, здесь неожиданно стал главным героем. Великолепно сыграли свои партии Перфилов и Белявский. Перфилов — хитрющий местный ветеринар, которому, что называется, палец в рот не клади. Ну, а Белявский выступил в своем коронном амплуа мерзавца, обманом выманивающего последние сбережения у наивных сельских граждан.
Резюмирую. Прекрасный ностальгический фельетон. Таких фильмов в нашей стране уже не снимают и никогда снимать не будут. Где угодно, но только не у нас. Отпечаток той эпохи, когда цветной телевизор был непозволительной роскошью, а в гостиницу можно было зайти только по визиткам. Душевно, местами наивно, местами смешно.