На северо-востоке Древней Греции, в Фессалии, проживали в незапамятные время лапифы — воинственное и притом довольно дикое по натуре племя. Правил ими царь Иксион, человек необузданного нрава, легковесного отношения к чести и, как, впрочем, и все его соплеменники, имевший сильную тягу к вину.
Однажды, возжелав жениться, Иксион, окинув пристальным взором окружающее пространство, сделал выбор и обратился к вождю соседнего племени Денонею на предмет сватовства к его дочери Дии, юной и стройной красавице. Царь заявил при этом, что в качестве компенсации за согласие после заключения брака отблагодарит тестя богатыми дарами. После пышной свадьбы отец невесты, деликатно выждав несколько месяцев, стал интересоваться у зятя, когда же, собственно, тот выполнит ранее данное обещание.
Молодой супруг несколько раз откладывал вручение даров под разными предлогами, но в конце концов пригласил в свою пещеру якобы для демонстрации специально приготовленных для вручения ценностей. Но, отправившись к Иксиону, доверчивый и несчастный Деноней не успел вступить в жилище, потому что оказался в яме с горящими углями… Это вызвало гнев богов, столь же яростный, сколь и праведный. Олимпийцы, посовещавшись, порешили наказать преступника безумием и не преминули тут же исполнить это.
Однако, очевидно в пику прочим небожителям, могущественный Зевс мало того, что отменил их приговор и вернул Иксиону рассудок, так еще и пригласил его на пир — где бы вы подумали? — прямо на Олимпе, что злодей принял как само собой разумеющееся. Изрядно вкусив божественного нектара и захмелев, бесцеремонный гость «положил глаз» на саму Геру, стал за ней ухаживать весьма откровенно, и даже вздумал похитить.
Громовержец, которому, разумеется, не составило труда распознать столь гнусное намерение, поступил следующим образом: создал двойника своей супруги из облака (клонировал, что ли?) и вручил эту персону царю лапифов, а тот, весьма довольный случившимся, вернулся домой и еще принялся похваляться направо и налево, что мол, увел жену у самого могучего Зевса. Дальнейшая судьба Дии, первой супруги Иксиона, теряется в складках мифологической истории.
По прошествии положенного природой времени у царской четы один за другим стали рождаться дети, и все, как на подбор — кентавры с генетическими чертами буйного характера и неверности — от отца, непоседливости и непостоянства — от облачной матери.
Впрочем, не все кентавры рождены от этих родителей. В частности, Хирон — сын Кроноса и нимфы Филиры («липы»), а Фол — прямой потомок Селена и нимфы Мелии, «ясеневой». Но об этих персонажах будет отдельный рассказ.
* * *
Так говорят мифы. Впрочем, существует и более реалистическая версия, будто образ кентавров возник в результате столкновения греков со скифами, безудержными наездниками, по много суток не покидавшими седла, будто бы приросшими к нему. Как знать, как знать…