Основной сюжет фильма ничтоже сумняшеся сперли из сотен аналогичных забугорных ужастиков. Из «Пилы» взяли мрачный закадровый голос, диктующий запертым в заброшенном пионерлагере участникам реалити-шоу правила игры.
Не забыли и культовую «Королевскую битву», щедро и нахально используя кинематографические находки Киндзи Фукасаку. Ну и до кучи, для создания «местного колорита», вспомнили по заботливо собранные Эдуардом Успенским детские страшилки-пугалки (книга «Красная Рука, Черная Простыня, Зеленые Пальцы»).
Собрав воедино эту кашу, Шмелев и Ко выпустили в свет российский «survival horror», или «ужас выживания», где главным героям приходится бороться за свою жизнь не только с опасным и таинственным маньяком, но и друг с другом.
Наше время. Новое реалити-шоу «Пионерлагерь» собирает под свое крыло многочисленных фриков, желающих засветиться на телевидении. После кастинга из серии «Я Маша с Уралмаша, дайте денег — и я ваша», продюсеры шоу останавливают свой выбор на десяти кандидатах. Список включает горе-хакера, невнятную Яну (подружку хакера), отморозка, гота, тихоню, начинающего лицедея, ботаника, шлюху, вечно голодную и тусовщицу. Главный приз — 1 миллион рублей, за который каждый из приведенного списка готов, по «принципу курятника», заклевать ближнего и нагадить на нижнего.
Пионерлагерь «Лесная Поляна» в тихом подмосковном лесу выбран авторами шоу неслучайно. Приглашенные «звезды» и не подозревают, что 24 года назад в этом чисто совковом учреждении, призванном воспитывать будущих строителей коммунизма, развернулась настоящая мясорубка. Одинокий маньяк-шизофреник в лошадиной маске перерезал серпом 26 человек, включая детей и женщин, а затем покончил с собой. В лучших традициях советской «гласности» историю быстро замяли, оставшихся в живых распустили по домам, а на лагерь повесили замок. Навсегда. До тех пор, пока кто-то — из злого умысла или по незнанию — не решился сделать его ареной для телевизионных баталий.
Само собой, недалекий молодняк, привезенный в «автобусе с черными шторками» на заклание, и понятия не имеет о мрачной истории, которую хранят полуразрушенные бараки «парка советского периода». Низкий равнодушный голос приглашает всех участников шоу собраться на волейбольной площадке, где будут даны последние указания перед началом игры. Тут на сцене появляется последний персонаж, достойно вписывающийся в эту компанию — телеведущая Алиса (Анфиса Чехова), отвлекающая внимание мужской аудитории своим бюстом, стремящимся вырваться из тесных объятий декольте. Всем присутствующим предлагается быстро провести репетицию голосования, дабы выбрать «самое слабое звено». Ничего не подозревающий будущий актер Федор, он же режиссерское сынко Стас Шмелев, вызывается быть первым «выгнанным» понарошку. И тут же получает арбалетную стрелу в череп. Игра началась.
Всё, что происходит на экране в дальнейшем, четко укладывается в рамки жанра «молодежный слэшер», со всеми необходимыми атрибутами. С одной стороны, мы имеем таинственного маньяка, который диктует участникам страшилки-послания и наблюдает за ними благодаря заботливо рассованным по всему лагерю камерам. С другой стороны, сами жертвы собственной жадности и тщеславия, запертые посреди недружелюбного леса, вынуждены сплотиться в единый комок нервов, ибо по одиночке их жизнь теперь не стоит и ломаного яйца…
Претензий много. Но не катастрофически много. У того же Шмелева были и гораздо более идиотские поделки, например «Код апокалипсиса» с Заворотнюк. Свою тягу к эффектным, но патологически бездарным актрисулькам в «С.С.Д.» Шмелев воплотил здесь с помощью Анфисы Чеховой, которая играет одну из центральных партий. Если вообще к ней применимо слово «играть». Совершенно не выдержав баланс между обнаженкой и диалогами, Чехову слишком редко раздевали и дали слишком много текста.
Что касается остальных героев, то, честно признаюсь, подбор актеров удался создателям ровно наполовину. На один удачно сыгранный персонаж приходится другой, унылый и плоский, как фанера. Неофициальный лидер стремительно уменьшающейся группы выживших хакер Саша (Дмитрий Кубасов) постарался. Практически нет фальши, поставленная речь, грамотные эмоции и жесты. Его подружку Яну в исполнении Евгении Хиривской хочется придушить в первом же кадре. Не спешите, потом девочка разыграется. А вот шлюховастая Лика (Карина Мындровская), безликая Настя (Вероника Иващенко) и «гроб на колесиках» Даша (Екатерина Носик) получились на порядок слабее. Из женских персонажей запоминается только вечно голодная (что ее и сгубило) Вера (Екатерина Копанова).
Истеричный и дерганный Егор в исполнении смазливого Ивана Николаева — тотальный мискастинг. Складывается впечатление, что актеру дали установку постоянно брызгать слюной и разговаривать так, что хочется сиюминутно размазать его физиономию о любой близлежащий тупой предмет. Станислав Эрдлей (гот Алекс) постоянно жует слова и играет свою роль как-то неровно: то он спокоен, как мертвый слон, то кричит и психует, как размазня. На фоне этих персонажей неплохо выглядел тихий ботаник Паша (Артем Мазунов).
А вот с главным злодеем создатели фильма облажались. Более беспомощного и унылого маньяка я не встречал. Шмелеву стоило обратить внимание на вышедший за год до «С.С.Д.» «Груз 200» Балабанова. Впрочем, Полуянов на всех не хватит, поэтому пришлось обходиться тем, кто был в наличии.
Спецэффекты и музыкальный ряд? Лагутенко — не самый очевидный выбор в плане текста и ритма, хотя здесь я не совсем объективен, так как просто не являюсь поклонником творчества «Мумий Тролля». Что касается спецэффектов, то тут спешу всех огорчить, съемочной группе не удалось вовремя договориться с производителями кетчупа, поэтому все визуальные «ужасы» сводятся к мелькающим кадрам и статическим лужам крови. Это тем более печально, что подобные фильмы смотрятся не ради филигранной актерской игры или тонких психологических заморочек (коих в «С.С.Д.» тоже нет), а ради адреналина, ради саспенса, ради острых ощущений. Визуализация кошмаров — ключевая составляющая, о которой в «С.С.Д.» напрочь забыли.
Резюмирую. Хотелось как лучше, а получилось как всегда. При всех очевидных стараниях молодых актеров сценарий Шмелева и Карышева не дал им не единого шанса. Очень вторично, нелогично и предсказуемо. С актерами — попадание 50 на 50, кто-то вжился в образ, а кто-то просто поприсутствовал в кадре. Авторам фильма категорически не удалось привнести в избитый сюжет что-то свое; никаких новаторских идей или мыслей на экране не промелькнуло. Зато часто мелькали буфера Корчуновой-Чеховой, которую (странно, не правда ли?) после этого почему-то перестали звать на главные роли.
Что до городского фольклора, на котором построена вся хлипкая логика картины и не выдерживающая критики мотивация героев, то спешу заверить — все эти истории из нашего детства потеряли свое очарование и мистику после публикации в книге Успенского. В «С.С.Д.» они взяты для красного словца и никакой практической роли в сценарии не играют, лишь запутывая зрителя и создавая словесный мусор, именуемый авторами «диалогами».