Владимиров играл старушку еще в 1958 году. Он выступал тогда с монологом Ардова «Бабка на футболе». Зрители рыдали от смеха, наблюдая, как мужчина с платочком на голове о чем-то разглагольствует старушечьим голоском. Потом Владимиров использовал однажды найденный удачный образ и создал комический дуэт, в который пригласил Тонкова. Так у простоватой старушки Никитичны появилась подруга Вероника Маврикиевна — манерная пожилая леди в смешной шляпке. Тонков говорил, что скопировал ее со своей тетушки — потомственной аристократки.
Дуэт в самом деле был запоминающийся, сценки — короткими и забавными, образы — характерными. Хорошо соответствующие образам имена: Вероника Маврикиевна — старушка интеллигентная, но с чудинкой, а Авдотья Никитична — бабка народная, грубоватая. Сюжеты маленьких скетчей были разнообразными, иногда злободневными, иногда просто забавными недоразумениями, взаимное непонимание бабушек заставляло задуматься… Существовало множество анекдотов, где действовали Маврикиевна и Никитична — персонажи действительно были народными.
Дуэт долго был популярен, много лет выступал, однако внимательный зритель с грустью наблюдал за эволюцией образов и сюжетов. Первоначально Маврикиевна была хоть и чудаковатой, но разумной и образованной, а Никитична часто просто не понимала ее высказываний и интеллигентных выражений, все перетолковывала по-своему, обрывала Маврикиевну и попадала впросак.
Постепенно происходил крен: Маврикиевне авторы вкладывали в высказывания все больше старческой глупости и жеманства, а Никитичне — так называемой житейской народной мудрости. И смеялись уже над глупой подслеповатой интеллигенткой, которая не понимает простых вещей, заморачивается такой ерундой, как деликатность, боится сделать замечание — вот дура (гы… гы… гы… — скрипучий смех Никитичны).
В костюмах тоже шла эволюция: в первые годы успеха дуэт Владимирова-Тонкова выступал в обычных костюмах, только Маврикиевна набрасывала немодный газовый шарфик, а Никитична повязывалась косынкой. Все! Остальной эффект достигался актерской игрой — зрители видели на сцене старушек в образе. Потом их стали одевать уже по-женски, в платье и юбку с кофтой. Это тоже был шаг назад… Но главное — юмор опустился, шутки стали примитивнее, обыгрывались всякие нелепости и в основном — глупость Маврикиевны, которая уже совершенно не понимала, что вокруг происходит. Никитична же являла собою образец здравого смысла.
Со временем успех дуэта сошел на нет, чему немало способствовала роковая болезнь Владимирова и сопутствовавший ей алкоголизм. Мы его осуждать не будем, каждый встречает неминуемую смерть так, как у него хватает сил, и не здоровым судить об этом.
Но ситуацию-перевертыш, когда мужчины изображают старух, не забыли. Теперь эстафету перехватили «новые русские бабки». Честно говоря, я очень редко смотрю российское телевидение, поэтому даже и фамилий исполнителей не знаю. Специально за ними не наблюдала, но несколько раз попала на их телевизионные концерты. Зал ревел от хохота. Посмотрела и я — некоторое время. Но недолго: впечатление стороннего зрителя — полное убожество. Карикатурная, нелепая бабья одежда, кривляние, примитивное подражание старческим движениям и голосу — все это, скажем прямо, не высший класс.
А содержание сценок (всех, что я видела) в ста процентах случаев сводится к одному: как смешно, что старые люди некрасивы, бедны, немощны, плохо слышат, видят, многое забывают и не все понимают. Еще смешнее то, что старики много болеют, много лечатся — а врачи и медсестры гонят их, грубят им и советуют побыстрее убраться на тот свет. Правда, это очень смешно?
Нет? Как нет? А чего же вы их смотрите и смеетесь?