На счастье, это относится не ко всем фильмам, выходящим на экраны сегодня. Еще снимаются картины, которые вполне могут стать классикой российского кинематографа, в которых даже роли типа «Кушать подано!» играются с душой, без халтуры.
«Исаев» — одна из картин, которые стоит посмотреть. Сериал этот — настоящий подарок зрителю от создателей «Ликвидации» (причем в «Исаева» перекочевал не только режиссер Сергей Урсуляк и съемочная группа, но и многие актеры).
Поколение, выросшее на культовых «Семнадцати мгновениях весны», весьма настороженно отнеслось к идее создания сериала о молодости Максима Исаева (он же — Всеволод Владимиров, он же — Макс Отто Штирлиц). После блестящего Штирлица в исполнении В. Тихонова, страшновато было представить — а что же сделают с этим персонажем современные актеры (по мнению многих представителей старшего поколения зрителей, большинству современных киноактеров можно доверить разве что рекламу туалетной бумаги). Ну и, конечно, «классику грязными руками?» — вполне закономерные опасения, судя по общему уровню нынешней кинопродукции.
Но по большому счету опасения были напрасны. «Классику» трогали отнюдь не грязными руками, а напротив — отнеслись к ней бережно, можно даже сказать — нежно. Да, Даниил Страхов — это не Вячеслав Тихонов, но и молодой Максим Исаев — совсем не Макс Отто Штирлиц (вспомним хотя бы о двадцатилетней разнице в возрасте между этими персонажами). К тому же, в «Исаеве» присутствуют своеобразные «опорные точки», отсылающие зрителя к «Семнадцати мгновениям весны». Это и манеры главного героя — они весьма напоминают манеры Тихонова-Штирлица, и ежик из спичек, и даже сон Максима Максимовича в автомобиле — точно так же Штирлиц засыпает, установив себе время пробуждения.
Любопытно, но «Исаев» больше напоминает вовсе не «Семнадцать мгновений весны» (если уж сравнивать со старыми культовыми фильмами), а совершенно другой сериал — «Адъютант его превосходительства». Особенно это относится ко второй части сериала — «Пароль не нужен». Если «Бриллианты для диктатуры пролетариата» — это классический детектив в стиле Акунина, то «Пароль не нужен» — ближе к «шпионскому боевику». И выбор на роль от отца главного героя Юрия Соломина, блестяще сыгравшего в 1969 году Павла Андреевича Кольцова — капитана царской армии, перешедшего на сторону большевиков и ставшего контрразведчиком, кажется не случайной. И дело вовсе не в том, что у Соломина нужный типаж — для такой эпизодической роли подобрать исполнителя не слишком сложно. Но его участие в сериале «Исаев», да еще в роли отца главного героя — это символическое родство сериала с лучшими фильмами ушедшей эпохи.
Очаровывает манера, в которой снят сериал. «Бриллианты для диктатуры пролетариата» — это сочетание черно-белой России и ярко-цветной, бьющей по глазам красками, «заграницы». «Пароль не нужен» — черно-белый, но с «всплывающими» цветными «пятнами» (подобно «Ликвидации»): то мелькнет красная полоска на погонах, то у шинели появится бутылочно-зеленый отлив, то зарозовеет щека, то вызывающе-красный мотоцикл остановится на фоне черно-белой стены.
Правда, не все идеально. Любителям поиска анахронизмов есть обо что поточить зубы. Одна камера видеонаблюдения на стене, вдоль которой идут граф Воронцов (Михаил Пореченков) и писатель Никандров (Сергей Маковецкий) чего стоит. Уже не говоря о пластиковых трубах, современных кораблях, песнях иного времени, портретах Пятса и многом другом. Но тут уже — кому что нужно. Кто-то будет до хрипоты доказывать, что политическая полиция появилась в Эстонии только в 1924 году, а в «Бриллиантах для диктатуры пролетариата» она имеется в наличии уже в 1921 году, а кто-то спокойно решит, что фильм-то — отнюдь не документальный, а, собственно говоря, беллетристика, и будет получать удовольствие.
Иные зрители предъявили претензии к актерскому составу. Например, нос Михаила Пореченкова, смахивающий на раздавленную вареную картофелину, для кого-то представляется не слишком подходящим для графа Воронцова — аристократа древнего рода, состоящего в родстве со многими аристократическими русскими фамилиями. Но тут достаточно посмотреть на дворянские портреты — далеко не все они соответствуют по внешности устоявшемуся «идеалу». И носы-картофелины встречаются гораздо чаще, чем «благородные профили» a la древнеримские патриции.
Кто-то считает, что в «Исаеве» слишком много актеров из «Ликвидации». Милейший Фима Петров (Сергей Маковецкий) превратился в писателя Никандрова, Ида Кашетинская (Ксения Раппопорт) — в певицу Лидию Боссэ, Тоня Царько (Полина Агуреева) — в проститутку Анну, военврач Андрей Арсенин (Александр Сирин) — в консула посольства РСФСР Сергея Шорохова, бандит Чекан (Константин Лавроненко) — в легендарного Блюхера… Список очень длинный. Особенно разительно превращение добродушного «Махал Махалыча» Довжика (Борис Каморзин) в начальника контрразведки полковника Гиацинтова (кстати, блестяще «сделанный» персонаж, мучительно напоминающий Мюллера в исполнении Леонида Броневого («Семнадцать мгновений весны»)).
Подобный «переезд» актеров из одного сериала в другой разочаровал определенную категорию зрителей — ведь в сознании уже сложились определенные «сценические образы». Но с другой стороны — довольно любопытно наблюдать, как «легким движением руки брюки превращаются… превращаются брюки… в элегантные шорты», особенно потому, что «шорты» — действительно элегантны. Да и потом, неужели участие в одном сериале категорически отвергает участие в другом? Исходя из этой логики, у каждого актера должна быть только одна роль, один образ, а все, что сверх того, от лукавого. Но вот Владимир Высоцкий смог сыграть и Гамлета, и Жеглова. И — никаких протестов по поводу расхождения в образах.
Так что для тех, кто не настроен «вылавливать блох», измерять «золотое сечение» на лицах аристократов или искать портретное сходство между Даниилом Страховым и Вячеславом Тихоновым, а кто просто хочет получить удовольствие от хорошо сделанного фильма с захватывающим сюжетом — «Исаев» именно то, что нужно. А для многих зрителей «Исаев» — настоящая ностальгия, возвращающая во времена «Адъютанта его превосходительства», «Семнадцати мгновений весны» и других великолепных картин из «иного мира».