«Исаев» - смотреть или не смотреть?

Реклама
Грандмастер

Современные сериалы смотреть нельзя — таково распространенное мнение. По большей части это «мыло», жевательная резинка для глаз, которая ничего не дает, как говорится, ни уму, ни сердцу. Сюжеты — банальны и заезжены, персонажи — ходульны, актерская игра на самом низком уровне. О персонажах второго-третьего плана и говорить не приходится, больше всего они напоминают не слишком качественную массовку.

На счастье, это относится не ко всем фильмам, выходящим на экраны сегодня. Еще снимаются картины, которые вполне могут стать классикой российского кинематографа, в которых даже роли типа «Кушать подано!» играются с душой, без халтуры.

«Исаев» — одна из картин, которые стоит посмотреть. Сериал этот — настоящий подарок зрителю от создателей «Ликвидации» (причем в «Исаева» перекочевал не только режиссер Сергей Урсуляк и съемочная группа, но и многие актеры).

Реклама

Поколение, выросшее на культовых «Семнадцати мгновениях весны», весьма настороженно отнеслось к идее создания сериала о молодости Максима Исаева (он же — Всеволод Владимиров, он же — Макс Отто Штирлиц). После блестящего Штирлица в исполнении В. Тихонова, страшновато было представить — а что же сделают с этим персонажем современные актеры (по мнению многих представителей старшего поколения зрителей, большинству современных киноактеров можно доверить разве что рекламу туалетной бумаги). Ну и, конечно, «классику грязными руками?» — вполне закономерные опасения, судя по общему уровню нынешней кинопродукции.

Но по большому счету опасения были напрасны. «Классику» трогали отнюдь не грязными руками, а напротив — отнеслись к ней бережно, можно даже сказать — нежно. Да, Даниил Страхов — это не Вячеслав Тихонов, но и молодой Максим Исаев — совсем не Макс Отто Штирлиц (вспомним хотя бы о двадцатилетней разнице в возрасте между этими персонажами). К тому же, в «Исаеве» присутствуют своеобразные «опорные точки», отсылающие зрителя к «Семнадцати мгновениям весны». Это и манеры главного героя — они весьма напоминают манеры Тихонова-Штирлица, и ежик из спичек, и даже сон Максима Максимовича в автомобиле — точно так же Штирлиц засыпает, установив себе время пробуждения.

Реклама

Любопытно, но «Исаев» больше напоминает вовсе не «Семнадцать мгновений весны» (если уж сравнивать со старыми культовыми фильмами), а совершенно другой сериал — «Адъютант его превосходительства». Особенно это относится ко второй части сериала — «Пароль не нужен». Если «Бриллианты для диктатуры пролетариата» — это классический детектив в стиле Акунина, то «Пароль не нужен» — ближе к «шпионскому боевику». И выбор на роль от отца главного героя Юрия Соломина, блестяще сыгравшего в 1969 году Павла Андреевича Кольцова — капитана царской армии, перешедшего на сторону большевиков и ставшего контрразведчиком, кажется не случайной. И дело вовсе не в том, что у Соломина нужный типаж — для такой эпизодической роли подобрать исполнителя не слишком сложно. Но его участие в сериале «Исаев», да еще в роли отца главного героя — это символическое родство сериала с лучшими фильмами ушедшей эпохи.

Реклама

Очаровывает манера, в которой снят сериал. «Бриллианты для диктатуры пролетариата» — это сочетание черно-белой России и ярко-цветной, бьющей по глазам красками, «заграницы». «Пароль не нужен» — черно-белый, но с «всплывающими» цветными «пятнами» (подобно «Ликвидации»): то мелькнет красная полоска на погонах, то у шинели появится бутылочно-зеленый отлив, то зарозовеет щека, то вызывающе-красный мотоцикл остановится на фоне черно-белой стены.

Правда, не все идеально. Любителям поиска анахронизмов есть обо что поточить зубы. Одна камера видеонаблюдения на стене, вдоль которой идут граф Воронцов (Михаил Пореченков) и писатель Никандров (Сергей Маковецкий) чего стоит. Уже не говоря о пластиковых трубах, современных кораблях, песнях иного времени, портретах Пятса и многом другом. Но тут уже — кому что нужно. Кто-то будет до хрипоты доказывать, что политическая полиция появилась в Эстонии только в 1924 году, а в «Бриллиантах для диктатуры пролетариата» она имеется в наличии уже в 1921 году, а кто-то спокойно решит, что фильм-то — отнюдь не документальный, а, собственно говоря, беллетристика, и будет получать удовольствие.

Реклама

Иные зрители предъявили претензии к актерскому составу. Например, нос Михаила Пореченкова, смахивающий на раздавленную вареную картофелину, для кого-то представляется не слишком подходящим для графа Воронцова — аристократа древнего рода, состоящего в родстве со многими аристократическими русскими фамилиями. Но тут достаточно посмотреть на дворянские портреты — далеко не все они соответствуют по внешности устоявшемуся «идеалу». И носы-картофелины встречаются гораздо чаще, чем «благородные профили» a la древнеримские патриции.

Кто-то считает, что в «Исаеве» слишком много актеров из «Ликвидации». Милейший Фима Петров (Сергей Маковецкий) превратился в писателя Никандрова, Ида Кашетинская (Ксения Раппопорт) — в певицу Лидию Боссэ, Тоня Царько (Полина Агуреева) — в проститутку Анну, военврач Андрей Арсенин (Александр Сирин) — в консула посольства РСФСР Сергея Шорохова, бандит Чекан (Константин Лавроненко) — в легендарного Блюхера… Список очень длинный. Особенно разительно превращение добродушного «Махал Махалыча» Довжика (Борис Каморзин) в начальника контрразведки полковника Гиацинтова (кстати, блестяще «сделанный» персонаж, мучительно напоминающий Мюллера в исполнении Леонида Броневого («Семнадцать мгновений весны»)).

Реклама

Подобный «переезд» актеров из одного сериала в другой разочаровал определенную категорию зрителей — ведь в сознании уже сложились определенные «сценические образы». Но с другой стороны — довольно любопытно наблюдать, как «легким движением руки брюки превращаются… превращаются брюки… в элегантные шорты», особенно потому, что «шорты» — действительно элегантны. Да и потом, неужели участие в одном сериале категорически отвергает участие в другом? Исходя из этой логики, у каждого актера должна быть только одна роль, один образ, а все, что сверх того, от лукавого. Но вот Владимир Высоцкий смог сыграть и Гамлета, и Жеглова. И — никаких протестов по поводу расхождения в образах.

Реклама

Так что для тех, кто не настроен «вылавливать блох», измерять «золотое сечение» на лицах аристократов или искать портретное сходство между Даниилом Страховым и Вячеславом Тихоновым, а кто просто хочет получить удовольствие от хорошо сделанного фильма с захватывающим сюжетом — «Исаев» именно то, что нужно. А для многих зрителей «Исаев» — настоящая ностальгия, возвращающая во времена «Адъютанта его превосходительства», «Семнадцати мгновений весны» и других великолепных картин из «иного мира».

Реклама