Нанси, историческая столица Герцогства Лотарингского, теперь — столица департамента Мерт-и-Мозель, столица епископа Лотарингии, место великой исторической битвы в 1477 году (битва Карла Смелого при Нанси, где он и погиб прямо перед воротами города, как говорят нам люцернские хроники), город «одной площади», как называют его завистники, и прочая, и прочая…
Может быть, вам знаком известный цикл потрясающих гравюр Жака Калло «Ужасы войны» — так вот все эти ужасы пережил в Тридцатилетнюю Войну именно город Нанси, или, тогда еще, Нанциг. Жак Калло делал рисунки, что называется, «по горячим следам», поэтому гравюры эти производят впечатление весьма сильное.
В 18 веке «в рамках культурного обмена» герцогство Лотарингское переходит от немецкого Дома Габсбургов во власть французской короны (а Габсбурги получают за это в полное распоряжение Тоскану). И далее история города неразрывно связана с романтической историей Людовика Пятнадцатого и Марии Лещиньской.
Страстная и долгая любовь короля к Марии — красивейшей даме Европы, сначала невесте, а потом и жене, заставляет Людовика облагодетельствовать отца Марии, Станислава (или Станисласа) Первого Лещиньского, бывшего польского короля и будущего «Тестя Франции». Людовик передает Станиславу в управление Герцогство Лотарингское и дарует титулы Герцога Нанси и Люневилля.
При Станиславе Нанси расцветает. Польский король обладал удивительным даже для того просвещенного времени тонким художественным и музыкальным вкусом, интеллектом и юмором, был большим жизнелюбом, эффектным мужчиной, дипломатом, стратегом и «крепким хозяйственником». На памятнике, воздвигнутом ему после смерти, перечислены его деяния на благо герцогства, а посвящение кратко сообщает: «Станиславу Лещиньскому — благодарная Лотарингия».
Он реформирует налоговое бремя, приглашает знаменитых архитекторов и инженеров, при нем расцветают ремесла, медицина, искусства и сельское хозяйство, особенно виноделие Лотарингии. Станислав придает городу подлинно столичный блеск и изящество, во время его правления Нанси всерьез соперничает с Парижем. Смерть Станислава в 1766 году была горем для Лотарингии, поскольку герцогство перешло непосредственно в королевскую юрисдикцию, и налоговые льготы действовать перестали.
Нанси был одной из арен Французской Революции и после ее мощных потрясений стал потихоньку приходить не то чтобы в упадок, но в состояние тихого провинциального города «районного значения». Всколыхнула его Франко-Прусская война, а затем Первая Мировая. В небе Нанси произошло знаменательное для Первой Мировой событие — затяжной многочасовой воздушный бой в сражении при Гран-Куроннэ.
Последнее сражение, которое довелось пережить городу, состоялось в 1944 году, завершилось победой союзников и вошло в историю как Сражение при Нанси.
История Нанси богатейшая, но, разумеется, мы кратко упомянули лишь более или менее значительные события — а теперь пройдемся немного по городу. Он, право же, достоин восхищения.
Старый Город обладает сокровищами, которые в Европе не часто встретишь — например, образцами гражданской готической архитектуры. Таков Palais des Ducs de Lorraine, или Дворец Герцогов Лотарингских.
К церковной готике мы привыкли, а вот гражданская — большая редкость, целое мировоззрение, философия жилища. Зашифрованные послания архитектора потомкам, сложная символика внешнего убранства. Современники разбирались в символике цветов, фигур, розеток, числа шпилей, планировке фасадов прекрасно и могли прочитать все, что хотел сказать архитектор. Потомкам приходится обращаться к своду трактовок «Символы и эмблемы» или к комментариям профессионалов.
Позднеготическая базилика Сент-Эвре, старый римский город — Назиум, прекрасные дома стиля Османн, отлично сохранившиеся образцы пышного французского модерна Высшей Школы Нанси — все это меркнет в сравнении с Площадью Станислава (Плас Станислас), бывшей Королевской. Помните, мы говорили, что Нанси — «город одной площади», а точнее, ансамбля трех площадей?
Эммануэль Эрэ де Корни, королевский архитектор, создал в 1752—1755 годах уникальный ансамбль, ставший ныне памятником в списке мирового наследия ЮНЕСКО.
Плас Станислас, Плас де ля Каррьер, Плас д Альянс соединены меж собой колоннадой и триумфальной аркой. Подлинное украшение площади Станислава — позолоченное литье мастерской Жана Ламура, фонтаны работы Бартелеми Гибаля и Епископский Дворец и Школа Лекарей (ныне оперный театр и музей изящных искусств), выстроенные в стиле раннего классицизма. Ансамбль немного напоминает Площадь Согласия в Париже.
Чем еще знаменит Нанси? Конечно, своим университетом. И особенно его медицинским и юридическим факультетами. Поступить на медицинский факультет университета Анри Пуанкаре очень и очень трудно — конкурс большой, выпускники находят себе работу сразу же, они буквально нарасхват — реноме факультета в Европе чрезвычайно высоко.
Психологи и психотерапевты знают, разумеется, так называемую Новую психологическую школу Нанси, основанную Эмилем Куэ, теоретиком и практиком излечения самогипнозом и самовнушением, в двадцатые годы прошлого века получившим всемирную известность и громкую славу.
Нанси — родина Гонкуровской Премии и, собственно, родина ее основателя, Эмиля де Гонкура. А также родина художника Жана-Батиста Изабе, композитора Жозефа Шарло и многих других известных сыновей и дочерей Франции.
А еще есть в Нанси старинный парк с фонтанами и чугунными беседками, где по дорожкам просто так гуляют сытые, нахальные, красивые павлины, прямо герцоги какие-то Лотарингские. И выпрашивают шоколад — они, оказываются, его очень любят. И никто их не дергает за хвост. А шоколадом кормят иногда. Что тут скажешь — французы…