«Агдам» — вспоминали брутальные эстеты. «Айгешат», «Алиготе», «Ахашени» — перебирали ветераны и ветеранки. Кого-то с «Абсолютом» заткнули — не в масть, «обновленец»! «Алушта»? «Арарат»… «Алазанская долина»… Ботан, восьмилетним пацаном прочитавший «Три мушкетера», вылез с анжуйскими винами…
И помянул кто-то «Абу Симбел». И кончилась алфавитная игра. Вспоминали: семидесятые годы… Вино? Коктейль? Вдруг осенило — бальзам! Из Египта! По пять восемьдесят? Этикетка такая желтенькая, что-то по-арабски написано. Картинка! Да, какая-то картинка там была…
Видимо, такая? Да-да, Интернет выручил. Он же объяснил, откуда в советский быт проник и из каких глубин общественного сознания всплыл этот «Абу Симбел». Порылись еще в сети: оказалось, что бальзам 35-летней выдержки вполне можно приобрести на интернет-аукционах, правда — не за 5=80, а на 9−11 тысяч рублей.
Занятно история с алфавитной игрой закольцевалась на страницах «Школы жизни». Уже после того, как отыскали мы на интернет-аукционе этот коллекционный бальзам ценою в 11 тысяч рублей, случилась статья славной Лауры Ли об американском многоквартирном доме — и вдруг на картинках, рассыпанных автором при комментариях, вижу как украшение интерьеров — дважды повторенный… Абу-Симбел, изображение этого спасенного народами мира храмового комплекса… Эгей, Лаура, чей это выбор?
…Как понимаю, Египет этим бальзамом расплачивался с нами за Асуан. Мы им строили комплекс плотин и наградили Насера званием Героя Советского Союза, они, кроме сердечного «спасиба» в виде Ордена Нила для Хрущева, отгрузили нам «Абу Симбел». А если подробнее — дело было так.
Глава вторая — политико-гидротехническая
Советский человек, как известно, всем сердцем принял и взял на вооружение фразу тургеневского нигилиста Базарова: «Природа — не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Но не работником, а хозяином орудовал в пределах необъятной Родины своей, а также с готовностью преобразовывал природу дружественных стран.
Скажем, Египта. Без СССР Египет не выстроил бы, конечно, на Ниле знаменитую Асуанскую плотину.
Регулировать потоки Нила египтяне стремились по ряду причин. Как мы должны помнить из школьного курса древней истории, Нил, великая река, не только поил, но и кормил египетскую цивилизацию. Ежегодно разливаясь, он удобрял прибрежную долину плодородным илом.
Но огромна была зависимость египтян от капризов великой реки. В маловодные годы возможен был неурожай — и голод как следствие, многоводные несли другую опасность — Нил смывал поля.
Естественным образом возникла у умных людей мысль о необходимости задерживать нильскую воду, сберегать ее для засушливых периодов. Сделать это можно было с помощью дамбы и сети каналов.
Итак, Египет пытался обуздать и нормализовать Нил с помощью дамбы. Древнюю историю не рассматриваем, вспомним лишь, как пытались это сделать англичане — они в конце XIX века присутствовали в Египте в качестве цивилизующей, руководящей и направляющей силы.
Без справки о политическом статусе Египта тут не обойтись, хотя бы в пределах Нового времени. Если вкратце, долгое время Египет входил в Оттоманскую империю, в период турецкого владычества там, кстати, дружественные туркам французы построили Суэцкий канал.
С 1882 г. Египет был оккупирован англичанами, в течение 1914−1922 гг. состоял под покровительством Великобритании. В 1922 году обрел независимость, но британское влияние во всех сферах жизни сохранялось.
В 1899 г. англичане приступили к созданию на Ниле, в районе Асуана, дамбы по проекту Уильяма Виллкокса. Дамбу выстроили в 1902 г. Позднее, в 1907—1912, а затем в 1929—1933 гг., высота дамбы была увеличена.
К 1946 году ресурс этой дамбы оказался практически исчерпан — потому решено было строить вторую плотину, в нескольких километрах выше по течению. В 1952 году приступили к проектированию Верхней дамбы (такое название дали второй плотине — а первая, соответственно, именовалась старой или Нижней, дамбой).
Поначалу деньги на сооружение новой плотины Египет был готов получить от США и Великобритании. За лояльность, обещание помочь в урегулировании арабо-израильского конфликта президент страны Гамаль Абдель Насер выторговал у этих держав ссуду в 270 млн долларов. Однако в середине 1956 г. предварительное соглашение было отменено: Египет национализировал Суэцкий канал.
Эта акция вызвала острую реакцию — Великобритания, Израиль и Франция ввели войска и заняли зону канала. Конфликт 1956−1957 гг. оказался разрешен при активном участии США и СССР, а также ООН — зона канала была оставлена за Египтом.
Судьбу же Асуанского гидротехнического комплекса Египет теперь предпочел решать с СССР. В 1958 г. Насер принял предложение о помощи, за проектирование дамбы принялся Всесоюзный проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт «Гидропроект» имени
Условия предоставления помощи технической и финансовой были выгодными. Четыреста миллионов тогдашних рублей кредита, проект, техника, сырье — вот то, что «мы» дали «им». Всего на сооружение плотины было потрачено за одиннадцать лет два миллиарда долларов, 40 процентов этих затрат — советские.