Персей и Андромеда. Миф или современность?

Реклама
Грандмастер

Началось все в древнем городе Аргосе, развалины которого до сих пор существуют в Греции рядом с современным Аргосом.

Был в этом городе царь. Хоть он и был царь, но хотел знать свое будущее, как простой смертный.

Пошел он однажды к оракулу, к предсказателю. И услышал, что смерть ему принесет внук, сын его дочери Данаи. Папа хотел жить, но он любил свою дочь. Данаю он не убил, а посадил в башню и приставил к ней служанку.

Ему и не снилось, что всемогущий Зевс влюбится в его дочь и упадет на нее в виде золотого дождя.

На картине Тициана — Даная, на которую падают золотые монеты. Так на нее снизошел Зевс. Рядом — служанка. Служанка не растерялась, подставила подол, чтобы ничего не пропало. Видимо потому, что до нее не дошло: сам Зевс падает сверху, его не надо ловить таким образом.

Реклама

От золотого дождя родился Персей. Когда царь услышал крик ребенка, он начал допытываться, откуда он взялся. Естественно, он не поверил, что это ребенок Зевса, и на всякий случай велел посадить мать и ребенка в ящик, а ящик бросить в море. Служанку — казнить. (Аналогия «Сказки о царе Салтане» А. С. Пушкина.)

Ящик выбросило на остров Серифос. Персей рос в семье, один из мужчин которой влюбился в Данаю. И чтобы Персей не мешал, его отправили за головой Медузы Горгоны — чудовища, взгляд которого превращал человека в камень. Как бы на верную смерть.

Но боги и нимфы снарядили Персея волшебными вещами: шапкой-невидимкой, крылатыми сандалиями, шлемом. По пути (благодаря подсказке богинь) он овладел волшебным мешком и зеркальным щитом. С помощью этих штучек Персей смог отрубить голову Горгоне. Голову он взял с собой в рюкзаке и отправился домой воздушным путем на крылатом коне Пегасе, который появился из тела убитой Медузы.

Реклама

А в это время на скале в море страдала Андромеда. Ее хвастливая мамочка Кассиопея вздумала состязаться в красоте с морскими богинями — нереидами. Она заявила, что красивее нереид. Те оскорбились и попросили своего папу Посейдона наказать гордячку. Этот папа тоже считал, что его дочки красивее кого-бы то ни было. Поэтому он послал на Эфиопию, в которой царствовала Кассиопея, чудовище. И это чудовище должно было умертвить всех жителей, всех подданных Кассиопеи. Но тут, как это часто бывает, появилась возможность сделки: отдать чудовищу дочь Кассиопеи и спасти народ от уничтожения. Так Андромеду приковали к скале, чтобы чудовище забрало ее во владение.

А Персей пролетал как раз над этой скалой. Пригляделся — и влюбился. Сразу и навсегда. И был готов немедленно ее освободить. Если Андромеда согласится стать его женой.

Реклама

Андромеда, видимо, была рада такому исходу. Спросили только ее папу, согласен ли он на такую сделку. Папа согласился, Персей убил чудовище, освободил Андромеду и женился на ней. Андромеда родила ему одну дочь и шестерых сыновей. Так закончилась история Персея и Андромеды в мифе.

И так началась история Персея и Андромеды в живописи. На картине Рубенса «Персей освобождает Андромеду» Андромеда уже без оков, рядом с Персеем — его крылатый конь, а у ног Персея — поверженное чудище, сторожившее Андромеду. Над головой Персея — богиня, которая надевает на него венок победителя. Андромеда стыдливо прикрывает свои прелести, а Персей жестом как бы говорит ей, что уже пора открыться, ты мне невеста.

Реклама

Эта картина была написана в 1620 году. Но в том же году Рубенс написал еще один вариант. На этом полотне нет ужасной Горгоны Медузы, которая была на щите Персея в первом варианте. Нет и богини, которая венчает победителя лаврами. И морское чудище исчезло. Персей в роскошном шлеме снимает кандалы с рук Андромеды. Видимо, художник решил сделать картину несколько лиричнее.

Прошло 20 лет. И снова Персей освобождает Андромеду. Трудно сказать, что побудило художника сделать еще один вариант картины. На этом полотне нет крылатого коня, нет чудовища, почти нет скалы, к которой прикована Андромеда. У Персея нет его волшебных атрибутов: щита, шлема… В итоге получилось так, что внимание зрителя уже не рассеивается на детали, которые были важны для художника в первых вариантах.

Реклама

А что с пророчеством насчет смерти отца Данаи от руки внука? Оно сбылось: на одном из соревнований Персей неудачно метнул диск и попал в голову деда, который был среди зрителей.

В этой достаточно логичной истории есть один диссонирующий момент: Персей заявляет, что он спасет Андромеду только в том случае, если она станет его женой. Может быть, в те времена такое сватовство было моральной нормой.

Сегодня это воспринимается как грубый шантаж и домогательство: «Если ты не со мной — так оставайся с чудовищем!» Как-то неблагородно это звучит, не слишком достойно сына Зевса. Хотя в греческой мифологии можно найти не один пример такого типа (если не хуже).

Благодаря этой древней легенде становятся ясными некоторые суеверия и обычаи.

Реклама

Помните предостережение «Не хвастайся, навредишь себе!»? Это прямо следует из того, что хвастливая Кассиопея своей кичливостью навлекла на себя гнев Посейдона (и если бы не Персей — Андромеда до сих пор стояла бы у скалы в открытом море).

А сглаз, или дурной глаз? Горгона Медуза не смогла уничтожить Персея только потому, что ее взгляд отражался в его щите и не имел смертельной силы. Отголоски этого поверья — всякого рода броши и амулеты, которые носят на груди. Если следовать легенде, то надо носить что-то яркое и блестящее, от которого взгляд дурного человека теряет силу.

Вот тебе и миф. «Сказка — ложь, да в ней намек»…

Реклама