Но надо отдать должное режиссеру «Спуска» и «Судного дня». Он не оставил от моей предвзятости камня на камне, сумев, правда, при этом втиснуть в свое творение все возможные штампы и клише модного «псевдоисторического» жанра. «Последний легион» (2007) Дага Лефлера был детской сказкой, несколько кровавой и скучной, но, тем не менее, сказкой. «Центурион» — это еще более кровавое, тупое, безнадежно унылое, феерически вторичное и «сурьезное» действо, за которое Маршала надо, как минимум, лишить гонорара.
Начало фильма знаменуется летающими по экрану титрами, позволяющими сразу оценить творческий порыв и амбиции создателей. Жаль, не начали со слов «Однажды, в далекой-далекой галактике…». Было бы столь же уместно.
Римляне в Британии. Предки итальянцев с внешностью типичных жителей туманного Альбиона (фильм не голливудский, а английский) устало противостоят партизанам-пиктам, которые каждую ночь совершают дикие набеги на редкие островки имперского имущества. Грабят, насилуют, убивают и исчезают в темноте лесов. Римлянам не нравится. Они привыкли к открытой, честной драке с использованием колесниц и отравленных кинжалов. А тут какие-то полуголые отморозки, без предупреждения, да в самое интимное место копьем? Увольте-с!
Тем временем Девятый легион (будь он неладен) готовится к своей последней схватке. Могучий генерал Титус Флавий (Доминик Уэст) собирает своих головорезов, пьяниц и дебоширов (честных римских воинов) на схватку с лидером пиктов Горлаконом (Ульрих Томсен). Бывший фермер Горлакон невероятно крут, он пытает бравого центуриона Квинта Диаса (Майкл Фассбендер), макая того в жбан со свежей мочой. Центуриону плохо, но он не сдается, он же «воин Рима».
Глупые пикты упустили центуриона. Впрочем, им сейчас не с руки распыляться по мелочам. Подослав к врагу, Юлию Агриколе (Пол Фриман), предательницу Куриленко ака Этаин, пикты планируют обманом заманить весь Девятый легион в лес и закидать файерболами в лучших традициях Diablo. Вы будете смеяться, но отважные, но отчаянно недалекие посланники
Жалкие остатки легиона под руководством Квинта собираются догнать пиктов, навалять люлей и вернуть генерала, ибо самим принимать решение о том, куда идти и что делать, им не с руки. Да и генерала надо бы спасти. Далее начинается отрывок из «Подразделения Дельта» (или «Рэмбо 2», кому как больше нравится). В тишине ночи римляне пробираются в стан врага, убивают всех караульных и начинают пилить оковы пленника. Увы, им было невдомек, что «железо пиктов не гнется, а ломается» ©. Миссия провалилась, отряду римского спецназа пришлось спешно ретироваться с пустыми руками, а злобный слабак и трус Такс еще умудрился убить сынишку Горлакона. Теперь оставшимся в живых придется несладко, ибо обуреваемый местью Горлакон отправит за ними в погоню конный отряд во главе с Куриленко. Это вам смешно, а нашим героям страшно, и они бегут сломя голову, не зная устали и боли…
Не буду вас обманывать, в целом «Центурион» — вполне смотрибельное произведение. Батальные сцены, несмотря на слабенький бюджет, энергичные, хоть и чересчур реалистичные. Если напрочь забыть про существование голливудского «Короля Артура» и английского же «Последнего легиона». Складывается впечатление, что авторы тоже хотели забыть или, по крайней мере, сделать вид, что они принципиально не оригинальны в своих творческих порывах. Главная проблема «Центуриона» — абсолютная вторичность, причем по отношению к картинам, явно недостойным клонирования.
Ненадолго остановимся на актерской игре. Как обычно, в дурацких фильмах лучшие роли — второстепенные, «Центурион» в этом отношении не исключение. Мне лично больше всего запомнился генерал Титус Флавий в исполнении Доминика Уэста, а также члены отряда главного героя Бот (Дэвид Моррисси) и «Кирпич» (Лиам Каннингхэм). И хотя у всех одинаковые мрачные и небритые рожи, брутальные физиономии Моррисси и Каннингхэма отличаются особой притягательностью, ныне модно называемой «харизмой». Неплохо выглядел и Ульрих Томсен (Горлакон), однако ему авторы фильма времени отвели совсем скудно. На этом всё, потому что остальные персонажи выглядят просто кошмарно.
Главный герой в исполнении Майкла Фассбендера — тупой шаблонный воитель без тени сомнения на лице. Это не гладиатор Рассела Кроу, нет. Фассбендер — волевой боец без страха, упрека и интеллекта. Этакий оловянный солдатик, прямолинейный как стрела. Насколько лучше актер выглядел в «Бесславных ублюдках», настолько убого он смотрится здесь. Его оппонентом авторы сделали… Ольгу Куриленко, чья кинокарьера развивается по принципу «больше денег — меньше смысла». От девушки Бонда Куриленко опустилась до прямого подражания Кире Найтли («Король Артур»), что ей на пользу явно не идет. Правда, в «Центурионе» ее героиня — охотница и следопыт пиктов — хотя бы лишена способности говорить, что не может не радовать.
Печально констатировать факт, но «Центурион» Маршала не стоит ни потраченных денег, ни затраченного на него времени съемочной группы и зрителей. Очень убогое зрелище, которое раздражает перебором во всем: в цитировании чужих находок, в пафосе, в насилии и демонстрации отрубленных конечностей. Вы опять будете смеяться, но в октябре планируется выход ленты «Орел Девятого легиона», где роль центуриона достанется другой «звезде компьютерных экшнов», Чаннинг Татуму, что окончательно забьет в римскую тематику Большой ржавый гвоздь.