В Египте род Иосифа размножился и разбогател настолько, что фараон решил его не просто ограничить в правах, а извести совсем. Для начала евреев заставили делать тяжелые работы — но это не помогло. Опасаясь, что евреи при случае вступят в сговор с врагами, фараон дал приказ убивать всех мальчиков-евреев при рождении. А когда повитухи отказались от этого, приказал египтянам мальчиков топить, а девочек оставлять.
Еврейский Бог увидел это и решил вывести евреев из Египта. Для этого Бог избрал Моисея и дал ему помощника — Аарона.
«10. И сказал Моисей Господу: о, Господи! человек я не речистый, [и] [таков был] и вчера и третьего дня, и когда Ты начал говорить с рабом Твоим: я тяжело говорю и косноязычен.
14. и Он сказал: разве нет у тебя Аарона брата, Левитянина? Я знаю, что он может говорить…
15. ты будешь ему говорить и влагать слова в уста его…
17. и жезл сей возьми в руку твою: им ты будешь творить знамения.» (гл.4)
И Он повелел Моисею:
«10. Итак, пойди: Я пошлю тебя к фараону; выведи из Египта народ Мой, сынов Израилевых» (гл. 3).
В книге Исход есть указание, что вышло шестьсот тысяч мужчин. Если считать, что у мужчины была только одна жена и только двое детей — из Египта вышло два с половиной миллиона человек!
(Представить себе такую толпу невозможно. Допустим, что мы построили всех этих людей в колонны по 100 человек в шеренге. Разделили их на дивизии (название условное) по 100 шеренг — 10 000 человек в дивизии. Расстояние от человека до человека — полтора метра. Одна дивизия — 150 метров. Длина всей колонны — 36 километров! И это только люди! А скот, повозки?
Скорость пешехода — 4 километра в час. В такой массе — 3, а то и 2 километра в час. Так если голова колонны выйдет из Египта, то хвост пройдет через египетскую границу через 18 часов. Это если идти без перерыва. С перерывами — сутки. Моисей просил трое суток для выхода из Египта (5,3)).
У евреев была какая-то посуда, одежда, скотина. Но Господь распорядился взять у египтян все, что можно:
«21. И дам народу сему милость в глазах Египтян; и когда пойдете, то пойдете не с пустыми руками:
22. каждая женщина выпросит у соседки своей и у живущей в доме ее вещей серебряных и вещей золотых, и одежд, и вы нарядите ими и сыновей ваших и дочерей ваших, и оберете Египтян.» (гл.3)
Итак, Бог повелел Моисею явиться к фараону и убедить его отпустить евреев. Фараон заупрямился. Богу понадобились некоторые усилия для того, чтобы убедить фараона, что с ним (Богом) шутить не стоит, надо делать то, что велят. Эти усилия — десять египетских казней.
И фараон не выдержал, сдался после того, как в Египте погибли все младенцы мужского пола.
«30. И встал фараон ночью сам и все рабы его и весь Египет; и сделался великий вопль в [земле] Египетской, ибо не было дома, где не было бы мертвеца.
31. И призвал [фараон] Моисея и Аарона ночью и сказал: встаньте, выйдите из среды народа моего, как вы, так и сыны Израилевы…»
И вот свершилось — евреи уходят!
«37. И отправились сыны Израилевы из Раамсеса в Сокхоф до шестисот тысяч пеших мужчин, кроме детей;
38. и множество разноплеменных людей вышли с ними, и мелкий и крупный скот, стадо весьма большое.
41. По прошествии четырехсот тридцати лет, в этот самый день вышло все ополчение Господне из земли Египетской ночью». (гл.12)"
У евреев было подозрение, что фараон захочет всех вернуть, а если не удастся — то просто перебить. Поэтому Моисей вел толпу днем и ночью. Но и Господь не оставлял свой народ:
«21. Господь же шел пред ними днем в столпе облачном, показывая им путь, а ночью в столпе огненном, светя им, дабы идти им и днем и ночью.
22. Не отлучался столп облачный днем и столп огненный ночью от лица народа.» (гл.13)
Когда Моисей узнал, что египтяне настигают колонну, он поднялся на видное место и дал сигнал всем ускорить движение. Это привело к желаемому результату: море начало закрываться после выхода евреев на сушу. Все! Победа! Ушли!
Библейский рассказ иллюстрировался несчетное количество раз. Художники делали это и по заказу, и по вдохновению. Кого-то привлекали бедствия евреев в Египте, кого-то жизнь Моисея, кого-то — переход через море. Кто-то пытался передать сам исход, изобразить толпу идущих в неизвестность людей.
Английский художник Давид Робертс (1796 — 1864) запечатлел самый начальный момент исхода: поток евреев, уходящих из города. Робертс в 1838—1840 годах был в Египте, в Палестине, в Иордании, в Ливане, зарисовывая руины. Изображенный им город — как бы реконструкция города времен фараонов. Гигантские, роскошные постройки, возведенные руками тех, кто покидает Египет.
Величайший график всех времен и народов Гюстав Доре изобразил гибель фараонцев: хаос, накрываемые волнами толпы пеших и конных воинов, нагромождение тел и волн. Последние евреи уже на горе, справа и слева вдали за горой видны колонны ушедших вперед беженцев. Те, кто последними взобрался на гору, смотрят на тонущих преследователей. А над горой — Моисей с простертыми вверх руками и сияние Господне.
Иван Константинович Айвазовский тоже нарисовал переход через море, финал: египтяне тонут, Моисей как бы посылает им знак, что им уже не спастись, а справа — ушедшие от преследователей, свободные евреи, за которыми виден божественный столп света. Свет прорывается сквозь облака, освещая лижущие берег волны и солдат фараона, которые уже никогда не выберутся на сушу.
Современный израильский художник Аркадий Острицкий — автор картины «Ночь исхода» — говорит о своей работе:
«Я готовился к этой картине почти 20 лет. Вообще полотно такого рода начинается с исторической базы. А дальше — немножко фантазии, немножко ассоциативного ряда… В любой картине невозможно отразить реальные события. И тем более — события двух- или трехтысячелетней давности. Мне пришлось вживаться в ту атмосферу: быт, государственное устройство, династии, движение людских масс, войны… И надо было еще и представить себе весь процесс перемещения этой громадной толпы и в пространстве, и во времени.
Люди идут нескончаемым потоком, над которым поднимается пыль. Это видно на картине — как бы завеса пыли. И свет сверху! Ни одного факела — и все залито светом! Небесное освещение — именно это определило цветовую гамму картины.
Вот есть цветовая гамма, композиция, приблизительное представление, кого и куда поставить. А как их одеть? Как причесать? Какими атрибутами их снабдить? Одежда, обувь, вооружение, прически… Масса деталей, которые зритель должен принять как реальные, настоящие: повозки, утварь, оружие, окружающая обстановка…
А что делать с лицами? Я решил следовать за мастерами Возрождения: на историческом фоне написать портреты современников. И не только родных, но и соратников по цеху, и друзей, и единомышленников.
Евреи уходят. Остались позади пирамиды. Толпа идет на Моисея — он в красном одеянии, в его руке — жезл. За ним стоит Аарон, который внятно повторяет сказанное Моисеем. О радости свободы поют музыканты. Почти против Моисея — молодая пара с младенцем: это первый еврей, рожденный свободным, не в рабстве.
Трое здоровых парней толкают телегу. На телеге не то свое, не то взятое у египтян… Впереди бык, который тянет эту телегу. А они помогают вытолкнуть ее на гору. Тот, что в центре этой группы — счастлив до слез, что он сейчас свободен и богат. В один день. Слева от него — циник: «Успокойся, не принимай все близко к сердцу. Завтра все будет иначе.» А справа — мрачный богатырь. Этому абсолютно все равно: в тюрьме работать, в рабстве работать, на свободе работать…"
Исход завершился: Господь вывел евреев из Египта. Увел в пустыню, по которой они странствовали 40 лет, пока не дошли до заповеданной Господом земли. Но это — через 40 лет. А пока — люди идут, идут в неизвестность. Они не знают, что их ждет. Но они знают, от чего уходят — от рабства.