Как гудел русский народ? Играй, гармонь!

Реклама

Гармонь, гармошка, а вернее гармоника, наверное, больше всех ассоциируется с народной музыкой. В одном американском фильме русские крестьяне перед войной 1812 года весело отплясывают под балалайку и гармошку. И странные ощущения возникают далеко не у всех зрителей. А зря.

Гармоника

Это официальное название инструмента является простым переписыванием иностранного слова. Американец Бенджамин Франклин впервые применил слово «armoniсa» к своей стеклянной гармонике. Также гармониками называли разного рода металлофоны и ксилофоны.

В последующем в разных видах «гармония» появляется в разных названиях уже язычковых инструментов: гармониум, фисгармония, пангармония, harmonika (нем.) и русская гармонь.

Реклама
В. И. Даль помещал слово «гармоника» в статье «Гармония».

Так что же странного в том, что русские крестьяне пляшут под гармонь перед войной 1812 года? А в том, что первый инструмент, хоть как-то похожий на нашу гармошку, патентуется только в 1829 году. Автором его был органный мастер из Вены Кирилл Демиан. И было у того инструмента пять кнопок, при нажатии на которые звучали только аккорды. Потому и назван был инструмент «Accordion». И никаких мелодических кнопок.

По задумке автора, этот инструмент должен был служить простому народу, не обученному музыкальным премудростям. В дальнейшем появились на другой стороне гармошки и пять мелодических кнопок (только те, что на пианино белые).

Реклама

На противоположные движения мехом звучали разные аккорды и звуки. Так что можно было исполнить простую мелодию под пару аккордов. При этом все кнопки располагались таким образом, что невозможно было издать негармонического сочетания звуков, как ни жми их и как ни дергай мех.

Россия

И в Россию прибыл простой аккордеон с пятью мелодическими кнопками и парой аккордов. Тульский оружейник Иван Сизов приобрел такую гармошку на Нижегородской ярмарке в 1830 году и принялся тиражировать ее в своих мастерских. И до этого делались попытки применения язычков такой конструкции в изготовлении инструментов. Но коммерческого успеха они не имели.

Почему в России «Accordion» стал гармонью сказать трудно. Но не стоит забывать, что авторское право существовало и в начале 19 века, в том числе и в России. И применять чужое запатентованное название для своих новых инструментов в коммерческих целях было нельзя. Да и немцы зовут свои народные инструменты гармониками.

Реклама

И так и распространилась эта простенькая игрушка по всей России всё через ту же Нижегородскую ярмарку. Назвали гармошку тульской пятиклапанкой. Звуки на кнопках располагались, как и у немецкого (австрийского) прототипа. И у сегодняшних гармоней расположение всё то же. Только кнопок больше.

В течение второй половины 19 века появилось большое количество уже по-настоящему наших гармоней. У некоторых уже и звукоряд был наш отечественный, «обиходный». Практиковался он в церковной музыке, но и народ его перенял. Так звучали ливенка, нижегородская тальянка и сибирская гармоника. Остальные же сохраняли привычный нам звукоряд.

Практически во всех уголках России находились умельцы, которые на основании завезенных прототипов делали что-то свое. И эти гармони получали название по местности, где жил и трудился мастер. Тульская, ливенка (г.Ливны), саратовская, касимовская, вятская, череповецкая, вологодская, елецкая, бологоевская и другие.

Реклама

Но творческая мысль наших мастеров продолжала подпитываться и извне. Россия всегда была частью мирового музыкального процесса. Например, появлялись модели под названием «венка» и «немецкая», основанные на соответствующих «иностранцах». «Тальянки» напоминали итальянские аккордеоны.

Главным их влиянием было добавление рядов кнопок. До этого был всего один ряд, ограничивавший музыкальные возможности инструмента. Ряды добавлялись по немецким правилам, в разных тональностях. Соседние ряды отличались обычно всего одной нотой из семи. Например, первый ряд представлял собой белые клавиши фортепиано, а второй ряд заменял одну белую на черную. В некоторых моделях количество рядов достигало пяти.

Реклама

Чтобы понять, как ограничивала однорядка возможности музыкантов, достаточно вспомнить такую известную песню, как «Славное море, священный Байкал». Ее мелодию невозможно исполнить на однорядной гармони. Это получится только на двухрядной. Хотя нужна всего одна дополнительная нота.

Но народная мысль питалась не только упрощениями немецких теоретиков, но и профессиональными теориями русских практиков. Так родилась елецкая рояльная гармоника, скорее напоминающая аккордеон с фортепианной клавиатурой (не только белые, но и черные клавиши). В ней на каждую клавишу приходился всего один звук, а не два, как в пятиклапанке.

К слову сказать, многие известные на всю Россию гармонные мастера изначально были скрипачами и были знакомы с музыкальной теорией.

Реклама

Баян

А в начале 20 века появляется баян. Сначала слово «Баян» было просто названием торговой марки одной из гармоней с тремя рядами кнопок на правой стороне. Подобное расположение кнопок появилось в Вене в 1850 году. Как и клавиши на пианино, кнопки раскрашены в разные цвета. На одну кнопку приходится один звук. Само расположение принципиально отличается от клавиатур всех предыдущих гармоней.

Современные баяны имеют обычно пять рядов кнопок. Но два «лишних» ряда просто дублируют другие для удобства игры. Звуков они не прибавляют.

Существует несколько различных систем расположения кнопок на правой клавиатуре. Все они признаны международными. И сегодня современный итальянский кнопочный аккордеон практически неотличим от русского баяна.

Реклама

С левой стороны баяна все так же остаются кнопки готовых аккордов. Это-то и делает баян, как и гармонь, народным инструментом. То есть профессионально изготовленным с «народным» упрощением его музыкальности. Хотя современные концертные баяны позволяют играть отдельными звуками и на левой клавиатуре, что дает возможность применять самые замысловатые аккорды.

Вот так, за несколько десятилетий, из дешевой музыкальной игрушки русская гармонь превратилась в прекрасный концертный инструмент, сравнимый по красоте и мощи звучания только с органом. А по цене — с автомобилем.

Реклама