Закон и беспорядок. «Нас сниманто в киноленто»?

Реклама

К концу прошлого века ситуация с «легким жанром» резко изменилась, не могла не измениться.

И мы видим, как отличаются образы сегодняшних героев от тех, которые были «в ходу» еще совсем недавно.

Жанр научной фантастики несколько приуныл. Зато буйными кустами разрослись фэнтэзи и галактические боевики. В первых — достаточно сочинять миры, насколько фантазии хватит, во вторых — те же стрелялки-убивалки. Есть Конкретно Хорошие и Конкретно Плохие Парни в обличьях представителей разных звездных цивилизаций. Они противоборствуют во вселенском масштабе.

В детективах масштаб противоборства поизящнее. Если только кто-то не идет спасать мир. Тогда тоже — есть один Очень Хороший парень и как минимум один Очень Страшный Злодей. Но в случае такого развития детектива-боевика хотя бы все ясно заранее — мир будет спасен, а награда ненавязчиво найдет своего героя.

Реклама

А вот классический вариант детектива сейчас несколько не у дел. Правда, существуют женские, так называемые «иронические детективы», которые расцвели и являют собой отдельное и довольно успешное направление. Встречаются и «мужские», крепкосколоченные и интересные произведения, сделанные в лучших традициях жанра.

Существенные отличия

В остальном теперь наблюдается некая общая тенденция — граница между Законом и Преступлением оказалась окончательно размытой. Не случайно откуда-то взялось очень меткое выражение «мент в законе». И фильм с таким названием уже появился. Образы главных составляющих коллизии «полицейский — вор» абсолютно сместились. И в этом суть происходящего.

Реклама

Преступники в книгах и кино живут «по беспределу», сыщики — «по понятиям». В которых тоже, кстати, есть какие-то своеобразные представление о чести и общественном порядке. Первые могут быть какими угодно — от маньяков, душегубов, подростковых банд до организованной преступной группировки, концы которой, как правило, ведут куда-то вверх, на недосягаемую высоту. Вторые показываются абсолютно «криминально», но при этом часто обаятельны не в меру. И обо всех сразу можно было бы вспомнить по просмотру особо «продвинутых» фильмов:

Постоянно пьем чинзано,
Постоянно сыто-пьяно, oh yes!
Держим в банко миллионо
И плеванто на законо, oh yes!

Киллеры и Антикиллеры — вы всегда улавливаете разницу? Всегда оценочно категоричны? Кто есть кто? Как их иной раз различить? Стрелянто-убиванто бесконечно. Но если нельзя героя сделать совсем уж положительным, делают его хотя бы обаятельным.

Реклама

Обаятельны практически все. Самым востребованным оказался тип «Благородного разбойника». В перестроечные и далее времена — один из излюбленных. Очень много подобных книг и фильмов вышло на переломе веков. Вроде Главный герой — по всем признакам бандит, но с душой, с претензиями на понятие о чести. Он все больше погружается в криминальный кошмар, может пройти тюрьму и прочие нелегкие пути, но категорически хочет жить нормальной человеческой жизнью сам и вытащить дорогого ему человека.

Неужели «Бумер» с четверкой главных героев — отсылка к чему-то раннему и знакомому? Но ведь не три мушкетера и д’Артаньян, не четыре танкиста и собака, а четыре бандита и иномарка (

Реклама
Мы фиато разъезжато, Целый день в кабриолето, oh yes!). Но фильм — неслучайный.

А «Брат 2», где такие же бандиты пытаются благородно наказать зло? Причем сразу в Америке. И этот диалог — как заклинание, которое перекликается с известной исторической фразой: «Вот скажи мне, американец, в чём сила? Разве в деньгах? Вот и брат говорит, что в деньгах. У тебя много денег, и чего? Я вот думаю, что сила в правде. У кого правда — тот и сильней. Вот ты обманул кого-то, денег нажил. И чего, ты сильнее стал? Нет, не стал. Потому что правды за тобой нет».

Вспомним легендарные слова Александра Невского перед Невской битвой: «Не в силе Бог, а в правде». Случайность? Что же это за бандиты такие: образованные, патриотичные, не слишком кровожадные, но стреляющие и стреляющие почем зря?

Реклама

Как определить этих героев нашего времени? Трудно стало с образом бандита (если он уж не окончательный отморозок или серийный убийца).

Правда, есть другой излюбленный типаж — уже «неблагородный», настоящий Злодей. Он все чаще и чаще — представитель элиты. Авторы посягают на великих, но, правда, осторожно и далеко не на самых. Наиболее удобные и лучшие злодеи получаются из самих же милицейских начальников, депутатов, чиновников средней руки и крупных предпринимателей.

Поскольку «клейма на них ставить негде», Антигерои всегда под рукой. Как встретишь в книге или фильме кого-нибудь из вышеперечисленных категорий — сразу можно догадаться, кто тут главный злодей и зачинщик всех бед. Причем, догадаться безошибочно и намного раньше, чем того требуют законы жанра.

Реклама

Но талантливые книги и фильмы предлагают типажи с множеством граней, высвечивая игру теней и света во всех без исключениях персонажах. И, поигрывая своими неоднозначными человеческими гранями, все персонажи все равно стрелянто-убиванто. Все всех всегда и всюду.

Не менее интересные вещи происходят с образом Сыщика (или Служителя Закона).

Сыщики могут изображаться неподкупными и строго следующими букве закона. Это характерно для вариаций на тему американских сериалов или полудетских сказочек про милиционеров с собачкой. Бывают редкие удачи, когда выходит очень неплохой фильм, и ты веришь. Веришь в хороших и честных главных героев, работающих в команде единомышленников, просто «делающих свою работу».

Реклама

Но есть и встречная тенденция — Герой, образ действий которого далек от законности, а уровень коррумпированности зачастую зашкаливает за все мыслимые пределы (сериал «Глухарь»). При всем этом он остается положительным героем, и это выглядит еще пока странно и необычно. Постепенно привыкаем, уже не удивляемся и смотрим, смотрим:

И за энто режиссенто
Нас сниманто в киноленто, oh yes!

Конечно, «за энто» и снимают. За экшн. За правду жизни. Она может подаваться бездарно, как в большинстве сериалов. Но она может подаваться и талантливо, даже очень талантливо. И многие читают или смотрят — но какой эффект это произведет в сознании будущих поколений? Не в сегодняшнем — мы и так к этому более чем готовы. Тюремный слоган «Не верь, не бойся, не проси» прочно вошел в наш обиход. Правда, в измененном образе мыслей и действий. Мы не верим, очень боимся и изредка просим помочь.

Реклама

Единственная отрада — это то, что Сыщик (герой книги или фильма) готов преступить закон, но только во имя справедливости. Это — о главном герое, остальные — просто «оборотни в погонах» и второстепенны в сюжетной линии. Сыщик — довольно часто одиночка, в отличие от советских времен, когда действовала команда (незабвенные «Знатоки»). Нередко — пьющий, неравнодушен к женщинам, но бестолково. Американский сыщик награду, как правило, получает по завершению дела, как часть хэппи-энда. Хотя бы заключительный кадр — поцелуй. (Иногда — поцелуй на чемодане с миллионом долларов, которые так никому и не пригодились. Или все остальные умерли.)

Дети привыкли к противопоставлению Добра и Зла, подростки при всех своих особенностях тоже чуткие на такие вещи, хотя никогда и не признаются. Но они смотрят (читают — реже). И они думают.

Каков будет продленный эффект сплошного «криминального чтива» и такого же просмотра? Я не знаю. А он будет.

Там, где Герой сплетается с Антигероем в диалектическом единстве — это обязательно скажется на нашей жизни. Уже сказывается.

Реклама