По количеству однозначно. Что касается качества, то среди картин про вампиров очень часто встречаются откровенные дешевки, тогда как оборотни в кино, как правило, всегда получались на порядок выше по стилю исполнения и проработке характеров.
Помимо фильма, о котором пойдет речь ниже, известными представителями данного направления можно считать «Вой» (1981) Джо Данте (ставший родоначальником долгоиграющей франшизы длинной в 7 частей последняя часть вышла сразу на видео в 1995), «Серебряную пулю» (1985) Дэниэла Эттиаса (по повести Стивена Кинга «Цикл оборотня») и «Волка» (1994) Майка Николса с Джеком Николсоном в главной роли.
Также в феврале 2010 на экраны вышел «Человек-волк» Джо Джонстона, однако эта лента с участием Бенисио Дель Торо и Энтони Хопкинса явно уступает по стилю и накалу страстей своим предшественникам.
«Американский оборотень в Лондоне» известного голливудского комедиографа Джона Лэндиса по праву носит звание классики жанра, хотя и до него, и после к этой теме обращались не раз. История развивается по стандартным канонам — два молодых американца, Дэвид Кесслер и Джек Гудман, отправляются покорять Старый Свет.
Вообще-то их конечной целью должна стать Италия, где Джек мечтает наконец-то уложить в постель свою бывшую одноклассницу. Каким образом ребят занесло на Туманный Альбион, остается загадкой. Но факт остается фактом, в самом начале повествования парни путешествуют налегке по сельской Англии, чьи безрадостные пейзажи откровенно напоминают российскому зрителю «Собаку Баскервилей» Игоря Масленникова. Впрочем, и сами герои не в восторге от окружающей обстановки и торопятся поскорее найти приют на ночь.
В своем стремлении погреться и поужинать они забредают в первый попавшийся (и, скорее всего, единственный в этих местах) паб под «милейшим» названием «Зарезанный ягненок». При чем тут ягненок, гадают парни, разглядывая окровавленную волчью голову на вывеске паба? Но делать нечего, выбор небольшой, и парни оказываются внутри.
Там бы им и оставаться до рассвета, но местные жители отнюдь не блещут гостеприимством по отношению к чужакам. Впрочем, если бы дружище Джек не хотел стать чемпионом игры «хочу всё знать», молодые люди могли бы избежать своей участи. Однако Джек не затыкался и задавал слишком много неудобных вопросов. Чувствуя, что напряжение в заведении скоро может вылиться в конфликт, Дэвид и Джек спешно ретируются. И это самая Большая ошибка, которую они совершили в тот день. Заблудившись в пустынной и темной глуши, они натыкаются на оборотня, который нападает на них, убивает Джека, а перед смертью («сердобольные» постояльцы паба все-таки решили не бросать парней на произвол судьбы) успевает покусать Дэвида, которому теперь суждено стать таким же монстром…
Интересно, что столь мрачную и драматичную ленту, постоянно балансирующую на стыке жанров триллера и фильма ужасов, снял Джон Лэндис, один из ведущих комедийных режиссеров Голливуда восьмидесятых. За ним числятся такие ленты, как шедевральные «Братья Блюз», неплохие комедии «Поменяться местами» и «Поездка в Америку» с Эдди Мерфи на вершине славы и очень средненькие «Шпионы как мы» и «Три амигос!». Увы, со времен ремейка «Оскара» с участием Сильвестра Сталлоне за Лэндисом не значится приличных работ, поэтому зрителям остается лишь пересматривать его прошлые успехи.
Что в картине действительно цепляет? Во-первых, вполне крепкий и хорошо проработанный сценарий, где нет места долгим нудным разговорам, как в недавнем «Человеке-волке». Действие фильма происходит в Лондоне в течение буквально одного месяца, из которого три недели Дэвид провалялся в забытьи на больничной койке. Герои ведут себя адекватно ситуации: бедняга Дэвид никак не может прийти в себя и осознать, что легкая прогулка закончилась кошмаром и ужасной смертью его лучшего друга. Более того, когда его уже мертвый приятель Джек, чье тело по всем законам логики должно пребывать в фамильном склепе на родине, вдруг заявляется к нему в палату, Дэвид всерьез начинает опасаться за свой разум. Однако полностью прочувствовать «на собственной шкуре», что он теперь не просто американский турист, а американский оборотень в Лондоне, наш герой сможет только тогда, когда на ночном небе взойдет полная луна.
Во-вторых, безусловно, спецэффекты Рика Бейкера, одного из лучших (если не самого лучшего) специалиста по гриму. Благодаря Бейкеру, превращение Дэвида в волка, да и вообще все визуальные кошмары фильма выглядят очень реалистично и дадут фору любым спецэффектам, нарисованным при помощи компьютера. Неудивительно, что именно ему вручили за «Американского оборотня» Оскар за грим. Впрочем, Рика Бейкера номинировали на Оскара одиннадцать раз, и шесть статуэток ему удалось увезти домой.
В-третьих, очень уверенная актерская игра при полном отсутствии известных имен. Удивительно, но Лэндис, который год назад познал первый триумф с великолепным мюзиклом «Братья Блюз», где от звезд кино и музыки просто проходу не было, в свой следующий фильм не взял ни одной настоящей голливудской звезды. Главную роль исполняет малоизвестный американский актер Дэвид Нафтон, который ни до, ни после этого фильма ничем особенным не запомнился. Роль его друга Джека исполнил Гриффин Данн, чьи лучшие актерские образы в картинах «После работы» и «Кто эта девчонка?» тоже остались в 80-х годах прошлого века; в нулевых Данн вплотную занялся режиссурой («Случайный муж» с Умой Турман" и др.). Наконец, главная женская роль досталась Дженни Агаттер, чья карьера тоже не изобилует большими успехами, точнее, их там нет вовсе. Единственным знакомым лицом можно считать камео другого известного комедиографа и хорошего друга Лэндиса, Фрэнка Оза, который появился в образе представителя посольства США.
Забавно, но знаменитый «Триллер» Майкла Джексона, считающийся до сих непревзойденным образцом жанра музыкальных клипов и тоже снятый Джоном Лэндисом, появился на свет во многом благодаря «Американскому оборотню в Лондоне». Джексону так понравился фильм, что он убедил продюсеров взять на работу всех его создателей.
Спустя целых шестнадцать лет некий Энтони Уоллер, по сценарию, соавтором которого выступил всё тот же Лэндис, выпустил сиквел под незамысловатым названием «Американский оборотень в Париже». Сие продолжение — яркий пример того, почему не нужно делать продолжения, если на то нет веской причины. Картина получилась жалкой, вымученной, вторичной и абсолютно никчемной во всех отношениях. По сравнению с оригиналом — полный ноль. С минусом.
Тем не менее, опыт Голливуда ничему не учит и в следующем году на фабрике грез собираются запустить в производство ремейки, причем сразу обоих фильмов.
Что из этого получится, я примерно представляю, но надеяться на лучшее хочется всегда.