Чтобы понять, чего добивался царь Иван Васильевич и какие силы оказывали ему сопротивление, надо посмотреть, как было устроено государство во второй половине XVI столетия.
Система управления Русского Царства представляла собой сословно-представительную монархию, где самодержца, даже такого крутого, как отец Грозного Василий Иванович и сам Иван Васильевич, крепко ограничивали представительные органы, и Боярская Дума в первую очередь.
Великого князя (или царя) опутывали оковы традиции обязательного участия бояр в решении всех без исключения государственных вопросов. Согласно им, затруднительно было казнить и даже сослать своего «врага», в особенности члена Боярской Думы, судить боярина должны были исключительно бояре под председательством царя (практика вполне европейская, точно так же судить лорда в Англии имели право только лорды, бессудно казнить герцога или графа король Англии не имел право). Кроме того, митрополит имел неписанное право «печаловаться за опальных», и глава Церкви никогда не пренебрегал этим правом.
Таким образом, учреждению опричнины предшествовал резкий углубляющийся конфликт царя Ивана с Боярской Думой и недовольство его политикой «борьбы с крамолой», и дело не в желании многих из «княжат» сбежать заграницу подальше от ивановых казней.
Иван Васильевич был подлинным строителем самодержавного государства, он бросил вызов Старине, порядкам жизни в государстве, существовавшим до него. Он желал освободиться от оков, ограничивавших его власть, чтобы казнить и миловать исключительно по своему разумению и хотению. Вот одна из главных причин внутреннего переворота в управлении — появления опричнины.
Но началось все с отречения Ивана Васильевича. Он отказывался от трона, от ограниченной своей власти в пользу сыновей Ивана и Фёдора, и в этот ключевой момент его жизни и царствования все висело на волоске! Но в той войне нервов первый русский царь одержал полную победу, в своем знаменитом послании в Москву он обвинил бояр и всех власть имущих в измене и потворстве измене и как бы обратился к московскому люду за помощью.
Приём сработал — Боярская Дума перед лицом толпы разгневанных москвичей капитулировала, и Иван Васильевича получил в свои руки абсолютно ничем не ограниченную власть. Прибыв в Москву он приказал казнить боярина покорителя Казани князя
Итак, Иван Васильевич добился своего — он бросил с себя ненавистные оковы, которые ограничивали его власть карать и миловать. Он он не может просто так взять и распустить Боярскую Думу
— «гнездо изменников». Ему нечем заменить её. Тогда он разделяет государство на его личный опричный удел (так называли земельный надел вдовы умершего князя) и земщину — оставшуюся часть государства, которая управляется по-старому.Иван Васильевич — продолжатель дела своих деда и отца, но другими методами, он просто использует накопленный ими опыт (когда-то Иван III приказывал «новгородских изменников» переселять на новые места (испомещать) вглубь государства, а их имения передавать пришлым московским служилым людям, первым помещикам).
Так, при Василии Ивановиче в Смоленске наместник князь
Правда, до Ивана Васильевича никто не разделял государство на две части, тут Грозный проявил полную инициативу. Те уезды, которые он решил забрать в свой опричный удел, стали освобождать от изменников, друзей изменников и слуг изменников, переселяя их куда подальше, иногда для удобства сразу на тот свет. В их бывшие вотчины прибыли новые дворяне, члены Государевой «избранной тысячи».
Отец и дед Грозного возвышали «княжат», потомков великих князей Владимира Мономаха и Александра Невского, ставили их на первые роли в государстве. Обнаружив, что бояре незаконно ограничили его царскую, Богом данную самодержавную власть, и борясь с «изменой» (мнимой или действительной, другой вопрос), Иван Васильевич оказывается перед затруднением, кем же заменить их. Ряды опричников начали пополняться, в первую очередь, представителями старомосковских семей, доказавшими столетиями верной службы свою лояльность. Поэтому в первых списках опричного двора — фамилия Плещеевых-Басмановых, стариннейшая московская фамилия.
Вскоре после учреждения опричнины в Казань, совсем недавно бывшую столицей независимого враждебного ханства, были сосланы около 80 семей «княжат» — знатные князья Ярославские, Ростовские, Стародубские. Историк Руслан Скрынников считает этот эпизод важным для понимания сущности опричнины.
Через год царь издал указ о полном прощении сосланных в Казань, им были возвращены должности при дворе и в армии, им стали возвращать и конфискованные вотчины. Почему Грозный царь капитулировал? На дворе был только XVI век, и юному самодержавию не на кого было опереться — армия представляла собой дворянское ополчение, частью из отрядов знатных бояр и «княжат»), совершенно отсутствовали карательные органы. Вот почему курс Ивана Васильевича, ущемлявший коренные интересы правящей в государстве знати, был обречен на поражение.
Казанская история закончилась эпизодом в европейском, а точнее английском духе — шла война с Польшей за Прибалтику, царь Иван сделал рискованную попытку завоевания этой важной территории. Ресурсы, которыми он располагал, были недостаточными.
Чтобы собрать требуемую огромную сумму денег, он идет на чрезвычайный шаг — созывает земский собор. (История борьбы в Англии парламента и королей пронизана вопросом о чрезвычайном налогообложении. Тогда, когда король Англии был лишен права на сбор любых налогов без санкции парламента, был запущен процесс превращения монарха Британии в лишенную каких-либо властных полномочий декоративную фигуру.)
Конечно, деньги на войну были получены, но затем в Кремль явилась представительная делегация из бояр и дворян, которая очень настойчиво просила отменить уже ставшую ненавистной опричнину.
Иван Васильевич был обескуражен, у него родилась идея покинуть навсегда многомятежный град Москву и сделать своей новой столицей Вологду. И когда вновь возник вопрос о его отречении от власти, родился замысел бежать с семьей в Англию.