Однако это никак не соответствует историческим реалиям. Единое государство построено усилиями как минимум трех великих князей московских — основательный фундамент заложил дед Грозного и его полный тезка Иван Васильевич (обычно его называют Иван Третий). Именно он первым принял титул «Государя всея Руси». Начиная с 1470-х годов он неуклонно и очень твердо проводил политику, получившую название «собирание русских земель».
Первоначально он был лишь одним, но самым сильным среди нескольких великих князей (правили тверской, рязанский, суздальско-нижегородский и иные, а не только один владимирский и московский). Иван Васильевич присоединил Ростовское княжество и великое княжество Ярославское.
Наиболее неоднозначным было присоединение (по сути — завоевание) новгородской республики в 1470—1471 году. В пользу завоевания говорит тот факт, что в присоединенном Новгороде была проведена массовая конфискация земель у враждебных Москве новгородских бояр, и именно эти обширнейшие земли стали распределяться как первые поместья. Так появились помещики — массовое явление в результате разгрома новгородской республики. Однако отметим, что боярам-новгородцам (тем, кто не был изобличён в открытой измене) после конфискации их вотчин были выделены поместья такого же или большего размера в других уездах государства.
В 1480 Иван Третий окончательно и бесповоротно сбросил на Руси власть к тому времени сильно ослабевших ханов Золотой Орды. Иван провозгласил себя Самодержцем — то есть независимым ни от кого монархом. Дело, начатое предком его Дмитрием Ивановичем на поле Куликовом, было завершено и, что замечательно, совершенно бескровно — русская и татарская армии стояли два месяца напротив друг друга на берегах реки Угры, но татары так и не осмелились атаковать сильнейшее русское войско.
В 1483−85 годах Ивану Васильевичу удалось сломить главного противника его рода среди великих князей — великого князя тверского. Тверь пала. Таким образом, первый русский самодержец и государь всея Руси Иван Васильевич (Иван III) совершил объединение почти всех русских земель под своей властью (за исключением Псковской республики и великого княжества Рязанского).
Второй российский самодержец — Василий Иванович — был младшим сыном Ивана III и Софии Палеолог, византийской принцессы. Родился он 25 марта 1479 года. После смерти наследника престола — Ивана Молодого, сына Ивана III от первого брака — произошла борьба за престолонаследие, из которой победителем вышел Василий Иванович. Он был назначен сперва великим князем новгородским и псковским, а потом соправителем отца Ивана III, после смерти которого Василий Иванович беспрепятственно вступил на престол 27 октября 1505 года.
Василий III продолжал политику отца по отношению к Литве и Польше — «собирание русских земель». Конечной целью ее было присоединение к Москве всех западнорусских областей, а очередными задачами — присоединение отдельных городов и областей и отстаивание интересов православия в Литовском государстве. В частности — защита сестры Василия III, королевы польской Елены, от посягательств на ее веру, а также признание со стороны Литвы и Польши титула Московского великого князя — «Государь всея Руси». (Что по сути означало крушение прав великого князя литовского на южно-русские земли!)
После смерти короля польского Александра на литовский престол был избран его брат Сигизмунд. Он предъявил требование о возвращении занятых Москвой городов, но получил отказ. Затем перешел на сторону Москвы видный и богатый литовский вельможа князь Михаил Глинский. Отряды его и других служилых князей начали воевать литовские земли. В 1512 году Василий III Иванович вновь выступил в поход и осадил Смоленск. Через два года Смоленск сдался, а у Орши московские войска потерпели жестокое поражение от гетмана князя Константина Острожского, знаменитого литовского магната и талантливого полководца (интересно то, что князь Острожский был вождем православной партии в Литовском государстве).
Борьба за Смоленск продолжалась не один год, повторилась «новгородская история» — значительная часть смоленских бояр стремилась отложиться обратно к Литве, за что многие из них лишились голов (не допустил мятеж смоленских бояр наместник смоленский князь В. В. Немой-Шуйский, его имя нам еще встретится). Москва начала переселять местных землевладельцев вглубь Российского государства и давать им поместья и вотчины на новом месте, а на их место поселяли тверичей, новгородцев, ярославцев и москвичей.
В 1511 году была окончательно и бесповоротно присоединена Псковская республика и вновь был применен «новгородский опыт» с переселением и обновлением состава псковского дворянства. Василий умело стравливал двух претендентов на последнее удельное великое княжество — Рязанское, приготовляя и его окончательное присоединение к Русскому царству.
Императорский посол, прибывший в Москву, барон фон-Герберштейн, был человек очень наблюдательный и оставил после себя крайне интересные воспоминания, в частности в них он писал о том, что Василий Иванович обладает такой огромной властью, какой нет ни у какого другого монарха в Европе. Государь всея Руси проводил жесткую внутреннюю политику, однако его правление обошлось без казней. При всей любви решать государственные вопросы самолично, Василий нисколько не изменял традиции совместного управления государством с Боярской Думой, состоящей из первых аристократов государства.
От первого брака с Соломонией Сабуровой у Василия не было детей, и в 1526 году он развелся с нею, насильно постриг Соломонию в монахини и женился на княжне Елене, дочери князя Василия Глинского. От этого брака родились сыновья Иван, будущий Иван Грозный, и Юрий.
Василий III, судя по рассказам современников, был нрава сурового и крутого; он был типичным московским князем. Скончался Василий III от злокачественного нарыва 3 декабря 1533 года.