В начале века на российском небосклоне загорелась целая плеяда выдающихся писателей и поэтов:
В 1914 г. началась Первая мировая война. В войну русский генералитет вступил как бы играючи.
«Подали телеграмму: наступление войны с Германией… Наступило серьёзное молчание…
— Как вы думаете, сколько продолжится война? — спросил кто-то Драгомирова.
— Четыре месяца…».
Неудачи на фронте во время первой мировой войны были, но вряд ли они были столь катастрофичными, как их представляли в более поздней литературе. О разложении армии говорить не приходится. Конечно, это была не самая лучшая армия того времени, но и не самая худшая. В этот период целое созвездие лучших генералов загорелось на русском небосклоне: Л. Г Корнилов,
С начала войны общественная жизнь изменилась мало. Проводились митинги, собрания, театры, университеты были переполнены. Масонские ложи не прекращали своей деятельности. В 1913—1914 гг. открылась Военная ложа Великого Востока народов России, среди членов которой В. Брачёв называет многих видных генералов и политических деятелей того времени.
Войны, казалось, не существовало. Общество кутило и веселилось целыми днями.
Близкая подруга Александры Фёдоровны
С начала войны, государь с супругой усердно помогали раненым и обездоленным. Они посетили много городов, бывали в лазаретах.
Вот тут-то и активизировалась оппозиция. Политический шантаж царского правительства шёл как извне, так и изнутри. Одним из самых активных противников царя был великий князь Николай Николаевич, ставший с 1914 г. Верховным Главнокомандующим русской армией.
Среди лидеров оппозиции выделялись такие фигуры, как
В ближайшем окружении императора созревала идея дворцового переворота, которая особенно остро встала после убийства Распутина (Григория Новых).
Катастрофа приближалась неумолимо. Россия, совершившая скачок вперёд в своём развитии в 1907—1914 гг. отчасти благодаря реформам Столыпина, не сумела справиться с управлением. Нужны были реформы государственного устройства, и это касалось, прежде всего, российской монархии. Николай II не сумел грамотно подобрать министров, а «игры» в Государственную Думу оказались провальными. Все идеи Столыпина не нашли реализации только из-за того, что российское государственное устройство не было к ним готово. Вот тогда-то в полной мере и начали действовать силы разложения, которые и сгубили Российскую империю.