Одна из версий рождения знаменитой песни такова: композитор услышал ее в Нью-Йорке в гастрольном исполнении Украинского Хора. Безусловно, он мог пойти на этот концерт — ведь его родители когда-то эмигрировали из Российской империи. И более чем возможно, что рожденная 75 лет назад знаменитая песня интонационно восходит к тому, что Джордж Гершвин услышал на том концерте.
Но это — не прямое заимствование и тем более не плагиат и не цитата, а творческое переосмысление. Чаще это называется —
Джордж Гершвин
Джордж Гершвин (или Янкель Гершовиц по рождению) родился в Бруклине, квартале Нью-Йорка 26 сентября 1898 года. Яркий, потрясающий талант мальчика впитывал все, что несла звуковым потоком окружающая среда. Те мелодии, которые сейчас широко известны во всем мире, рождены под воздействием разнообразных жанров негритянской музыки.
Семья была музыкальная, хотя профессионалом-музыкантом стал только один из четверых детей — Джордж. Правда, его сестра прекрасно пела, но впоследствии стала известной художницей, а также женой Леопольда Годовского-младшего (1900−1983 годы), сына знаменитого дирижера и пианиста Леопольда Годовского и изобретателя цветной фотографии (Леопольд Годовский-младший и Леопольд Маннес изобрели способ цветовоспроизведения «Кодак-хром»). О семье Годовских можно рассказывать долго, вернемся к Джорджу Гершвину.
Песни рождались сами собой, успех ждал и первые бродвейские мюзиклы Гершвина. Мгновенное признание получает и одно из самых известных произведений композитора — «Рапсодия в голубых тонах» (или Рапсодия в стиле Блюз, Рапсодия в блюзовых тонах, английский вариант — Rhapsody in Blue). Это была первая и самая успешная проба по созданию стиля, сочетающего классическую музыку и джаз. Рапсодия давно вошла в золотой фонд пианистов, играется повсеместно и является шедевром мировой классики.
Почувствовав необходимость получить более систематическое музыкальное образование, Гершвин уезжает в Париж. Еще один занятный факт: он хотел обучаться у знаменитого французской педагога Нади Буланже, которая выучила целую блестящую плеяду европейских музыкантов. Сама Надя была, кстати, наполовину русской — ее мать звали Раиса Мышецкая, родом из Санкт-Петербурга — певица и русская княгиня. Но Надя Буланже мудро посчитала, что такой джазовый талант нельзя мучить суровым испытанием классического музыкального образования. То же самое решил и Морис Равель, к которому Гершвин обратился за уроками. Зато из Парижа Д. Гершвин привозит симфоническую композицию «Американец в Париже», также получившую моментальное признание, а позже ставшую основой для оскароносного одноименного фильма.
В 1935 году появляется еще одна знаменитая работа композитора — опера «Порги и Бесс», которую считают самой главной американской оперой.
«Порги и Бесс»
Эта опера — еще одна вершина творчества Гершвина. Ее называли «народной оперой», и это не случайно. Само либретто — вполне жизненная история из жизни негритянской глубинки, а музыка — вся соткана из негритянских блюзовых мотивов. Тем не менее, самая популярная ария из оперы — Summertime — как часто предполагают, «родом» из украинской колыбельной «Ой ходить сон коло вікон». В таком случае, она, конечно, творчески переосмыслена, переработана, «насажена» на блюзовый корень. И в опере — это тоже колыбельная, которую одна из героинь — Клара — поет своему ребенку. Эта ария-колыбельная звучит в опере четыре раза, став одним из самых важных мотивов.
После первых постановок оперы Summertime зажила самостоятельной жизнью. Известно 15000−20000 самых разных вариантов исполнения этой музыки. А по количеству исполнений эта оперная ария перегнала Yesterday. Существует даже группа коллекционеров записей вариантов арии («The Summertime Connection»), которая подсчитала цифры, совершенно уникальные для какого-то одного конкретного музыкального произведения. И ее продолжают исполнять, импровизируя, варьируя. Список исполнителей перечитать невозможно, перевод слов арии существует чуть ли не на всех языках, даже на языке зулу.
«Порги и Бесс» идет на всех основных оперных сценах. «Порги и Бесс» стала несколькими голливудскими фильмами. А ария Summertime расцвела отдельным шедевром, стала так называемым «джазовым стандартом», и услышать ее можно в любой точке мира.
Джордж Гершвин умер от опухоли головного мозга 11 июля 1937 года в Нью-Йорке. А его блестящей, искрящейся и нежной музыке жить и жить вечно.
Не знаю, насколько верна основная версия о близости двух колыбельных, но это уже не важно. Важно другое: две колыбельные — украинская, которая, возможно, вдохновила Д. Гершвина, и ария-колыбельная из его оперы живут параллельной жизнью. И тоже, видимо, вечной.
(В комментариях можно послушать «Ой ходить сон коло вікон», а также несколько версий знаменитой Summertime).