Дело в том, что многие из получивших баронский титул от монархов, происходили из мещан или купечества и были связаны с торговлей, промышленностью, банковской деятельностью. Часть из новых баронов получали титул одновременно с присвоением потомственного дворянства. В обществе даже сложилось мнение, что баронский титул в стране целенаправленно используется для поощрения банкиров и фабрикантов,
Подобное отношение к пожалованному титулу барона было заложено еще при Петре I, хотя два первых пожалования и не предвещали того, что титул станет специфической наградой для купечества. Первым российским бароном в 1710 году стал вице-канцлер
Зато следующие присвоения баронского титула заложили основу новой традиции. В 1722 году баронами стали три брата Строгановых, до этого даже не являвшихся дворянами, а носивших звание «именитых людей». Заслуги братьев, развивавших в стране торговлю и фабричное дело, были бесспорны, что и позволило царю поставить их вровень с титулованным дворянством, подчеркнув, что и на таких людей монарх будет опираться в деле реформирования государства. Впоследствии потомки Строгановых получили и
Начинание Петра поддержала его вдова Екатерина, взойдя на престол, она дала баронские титулы трем братьям Соловьевым, происходившим из мещан. Но ко времени получения титула братья, во всяком случае, Осип и Дмитрий, были дворянами.
При Петре II баронство получили камердинер молодого императора Констанс и камер-юнкер
Екатерина II возвела в баронское достоинство несколько человек. Первыми титул от императрицы получили лейб-медик действительный статский советник Т. Димсдаль и его сын Нафанаил. Медик получил титул за то, что привил оспу императрице и её сыну Павлу, будущему императору. В то время для России прививка от оспы была делом не просто новым, но и чрезвычайно опасным. Димсдаль справился с рискованной задачей блестяще, за что получил титул, а вдобавок и персональную пенсию.
Затем титул от Екатерины получили амстердамские банкиры Т. и Р. де Сметы, придворные банкиры
Иван Иванович Меллер, получивший вместе с титулом и дополнительную приставку к фамилии «Закомельский» (по пожалованным ему землям у реки Комель), стал одним из немногих, удостоенных баронского титула за военную доблесть, проявленную при штурме Очакова. Свой титул И.И. Меллер-Закомельский носил всего год, он погиб при штурме Килии в 1790 году. Традицию служения Отечеству продолжили его сыновья Петр и Егор, ставшие генералами и отличившиеся в войнах с Наполеоном.
Бытует мнение, что при Екатерине II специальным указом было закреплено право на присвоение баронского титула фабрикантам и купцам, состоящим в первой гильдии, в связи со столетием торгового дома. Историк
Но традиция и на самом деле была. Среди пожалованных баронскими титулами много фабрикантов и банкиров. Так, Павел I произвел в бароны придворных банкиров
Случаи, когда российские подданные получали баронские титулы от иностранных монархов или переходили в подданство уже имея титул, не были редкостью. В отношении таких лиц действовало единое для всего иностранного титулованного дворянства правило. Для того чтобы просто пользоваться титулом в России, необходимо было получить разрешение от императора. А чтобы быть причисленным к российскому титулованному дворянству и получить право вписать фамилию в родословную книгу одной из губерний, необходимо было испросить специальное разрешение.
Подобные разрешения давались не всегда, а если и давались, то через определенное время. Так,
Некоторые бароны из российских подданных получали дозволение пользоваться титулами, полученными от иностранных монархов, только в тех странах, где титулы были им дарованы. Так, роды Клейберов и Крамеров могли пользоваться титулами баронов только в пределах Саксен-Кобург-Готского герцогства.
Стоит отметить, что многие иностранные бароны из старинных родов, принявшие подданство России или оказавшиеся в ней в связи с включением в империю Польши, Прибалтики, Финляндии, пользовались дворянской приставкой «фон», которой не имели российские бароны. А количество таких родов было не маленьким. Только после присоединения Прибалтийского края в баронском достоинстве специальными определениями Правительствующего сената было утверждено более 70-ти дворянских родов. Около 60-ти баронских родов числилось по Великому княжеству Финляндскому и около 20-ти по Царству Польскому, которые входили в состав Российской империи.
Так уж сложилось, что из всех существовавших в России баронских родов заметный след в истории оставили единицы. Пожалуй, наши современники в лучшем случае вспомнят барона Петра Врангеля, короткий срок возглавлявшего белое движение на юге России. Возможно, припомнят и барона Мюнхгаузена, который какое-то время служил в Российской армии и даже получил чин ротмистра.
Официально баронские титулы в России просуществовали до ноября 1917 года, когда новой властью был принят декрет «Об уничтожении сословий и гражданских чинов».