Выносит не весь, но лишь ту часть, которая представляет коммерческий интерес для заказчика. После того, как привычные способы узнавания чужих тайн и секретов — паяльники, утюги, угрозы и банальное мордобитие — исчерпывают себя, на помощь приходит Кобб и его команда.
Чего проще, уважаемые? Усыпляем клиента, вытаскиваем волшебный чемоданчик, подсоединяем пару проводков, и вуаля — мы внутри сновидений клиента. Во сне объект проще расстается со своими паролями и логинами, зачастую даже не замечая, что его обокрали.
Промышленные шпионы Кобб (Леонардо ДиКаприо) и Артур (Джозеф Гордон-Левитт) не испытывают вины, и их не мучают ночные кошмары. Более того, Кобб настолько вжился в свою работу, что без своего чудесного девайса ему уже сны и не снятся. Впрочем, это даже к лучшему, ибо в голове главного героя и так царит полная неразбериха, и он сам зачастую теряет нить реальности и путает где явь, а где происки подсознания.
Кобб — лучший в своем деле, и именно поэтому к нему обращается влиятельный японский бизнес-магнат Сайто (Кен Ватанабе). Обращается с просьбой необычной, за которую он обещает расплатиться не менее щедрой по размаху услугой — очистить изрядно запятнанное имя Кобба перед законом.
Необычность миссии в том, что на этот раз в чужой голове нужно не украсть информацию, а совершить действие противоположное — вложить в нее, голову, ложный посыл. То есть если обычно ребята занимаются «извлечением», то теперь им нужно провести фокус наоборот — «внедрение». Целью становится главный конкурент Сайто, сын умирающего владельца могущественной энергетической компании Роберт Фишер (Киллиан Мерфи), который после проведения «процедуры» должен внезапно захотеть развалить предприятие, которое вот-вот достанется ему по наследству.
«Внедрение» — процесс очень сложный, наукой до конца не изученный и нестабильный. Главное, чтобы клиент сам дошел до кондиции и полностью уверовал, что идея пришла к нему сама, без посторонней помощи. Для этого зерно нужно заронить так глубоко в бездонные просторы человеческого мозга, насколько это возможно. Другими словами, одним сном дело не ограничивается. Нужно воплотить сон во сне. А еще лучше, сон во сне сна. Что окончательно собьет с толку возможных защитников интеллектуальной собственности (да, есть и такие, действующие в противовес нашим героям) и зрителя, наблюдающего за этим процессом. Для выполнения столь трудоемкой задачи Коббу мало одного Артура на подхвате, придется расширить свою команду за счет Архитектора (Эллен Пейдж), Имитатора (Том Харди) и Химика. И не спрашивайте даже, кто все эти люди…
Скажу честно, в целом фильм у Кристофера Нолана получился. Особенно это приятно в связи с тем, что проект является преимущественно оригинальным; это не экранизация бестселлера, не адаптация комикса и не продолжение/предыстория. Преимущественно, потому что все-таки сама идея фильма частично продолжает разрабатывать находки более ранних лент на эту тематику. В частности, сама собой напрашивает аналогия со знаменитой «Матрицей» братьев Вачовски. Параллели легко прослеживаются как в задумке (противопоставление реальности виртуальному, вымышленному миру), так и в воплощении. Тем не менее заслуга Нолана налицо, ибо он не тупо копирует чужие наработки, а весьма изощренно развивает свои и заимствованные идеи, уводя их в далекие дали за гранью человеческого воображения.
К слову сказать, конкретно к сценарию претензий нет. Ну, или почти нет. Дело в том, что с первого раза все сюжетные перипетии вам осилить вряд ли удастся. Вроде и героев не так уж много, и основная процедура с этим «внедрением» ясна и понятна. Но когда начинается сама реализация, то крыша начинает ехать не только у персонажей фильма, но и у зрителей в зале кинотеатра, ибо успевать за событиями на экране получается далеко не у всех присутствующих. Подобно тому, как герой ДиКаприо тестирует начинающего Архитектора Ариадну (знакомое имя, не правда ли?), заставляя ее рисовать причудливые лабиринты, так и сам режиссер будто бы проверяет своего зрителя на вшивость, заставляя большую часть фильма блуждать в темноте.
Излишняя перегруженность деталями и хитросплетением умозаключений всё-таки имеет место. Но не портит общее впечатление, а лишь предполагает, что зритель захочет вновь пересмотреть картину, чтобы до конца разобраться в том кто, кого, зачем и почему. Лично я собираюсь это сделать, как только получу доступ к лицензионной версии.
Визуально «Начало» — сущий праздник, что в очередной раз демонстрирует богатые возможности современной компьютерной анимации. Слава богу, здесь как раз всего в меру — грамотные каскадерские постановки со стрельбой и погонями чередуются с весьма оригинальными экспериментами с картинкой. Большой поклон Нолану за то, что он не пошел на поводу у модного тренда снимать/переснимать кино в 3D. От этого «Начало» только выиграло.
Теперь об актерских работах. Леонардо ДиКаприо, которому многие почему-то никак не могут простить внезапный взлет кинокарьеры за счет попсовых «Титаников» и «Пляжей», выглядит абсолютно на своем месте. После «Кровавого алмаза» я полностью доверяю эмоциям этого актера, поэтому Нолан сделал всё правильно, ибо персонаж Кобба действительно не каждому по зубам. А ДиКаприо справился прекрасно.
Из команды Кобба больше всего выделяется Том Харди, которому явно уже тесно на второстепенных ролях. Слава богу, это заметно не только рядовому зрителю, так что в самом ближайшем будущем нам удастся лицезреть Харди, вновь воплощающим образ известного футуристического борца с преступностью, «воина дорог», «Безумного» Макса Рокатански.
Остальные актеры и их персонажи были не шедевральны, но профессиональны. И Марион Котийяр, сыгравшая роль жены Кобба, и вечный странник по фильмам Нолана, его счастливый талисман Майкл Кейн. Немного раздражала Эллен Пейдж, но скорее не своей игрой, а чересчур киношной сообразительностью. С трудом верилось, что вчерашняя студентка спустя полчаса начинает указывать главному герою, что говорить и куда идти. По сути это единственный прокол в сценарии (или слишком уж клишированная киноусловность), который явно бросается в глаза.
Резюмирую. Новую картину Кристофера Нолана надо обязательно посмотреть. Желательно в кинотеатре, где масштаб и напряженность действия будут ощущаться сильнее и ярче. Предупреждаю сразу, первые полчаса вам вряд ли удастся полностью сообразить, почему всё происходит именно так, как происходит. Расслабьтесь и получайте удовольствие, в дальнейшем создатели фильма протянут вам руку помощи и проведут по странным закоулкам снов. Главное — довериться.