Получивших дворянство записывали в первые три раздела родословных дворянских книг, которые с середины XVIII века велись в каждой губернии. Крайне редко бывали случаи, когда одновременно с потомственным дворянством человек получал и титул барона, в этом случае его фамилию вносили в более почетный 5-й раздел книги.
В соответствии с законом, в 1-й раздел родословной книги записывали тех, кто от российского монарха и «других коронованных глав в дворянское достоинство дипломом, гербом и печатью пожалованы». А также тех, кто имел доказательство получения дворянства в допетровское время, но менее чем за сто лет,
Персональные пожалования потомственного дворянства были весьма редкими. Стоит отметить, что в России критерии и заслуги, за которые император мог возвести конкретного человека в дворяне, никогда не оговаривались, это всегда было прерогативой только монарха. Члены императорской фамилии, высшие чины империи, губернские дворянские сообщества, в лучшем случае, могли только ходатайствовать об этом.
Во 2-й раздел родословной книги записывали тех, кто получил потомственное дворянство на военной службе. Еще с Петра I офицерам в России отдавался приоритет, поэтому с 1722 по 1845 гг. присвоение первого обер-офицерского чина (фендрик, прапорщик, корнет, мичман) автоматически возводило человека в потомственные дворяне. Кроме того, потомственное дворянство давали и несколько унтер-офицерских (сержантских) чинов, которые были отнесены к 14 классу Табели о рангах (штык-юнкер в инженерных войсках, унтер-офицер Роты дворцовых гренадер
С 1845 года, после издания манифеста «О порядке приобретения дворянства службою», требования существенно ужесточили. С этого времени и до 1856 года потомственное дворянство на военной службе давали только чины с 8 класса (капитан, ротмистр). А с 1856 года для получения потомственного дворянства надо было получить чин 6 класса (полковник, капитан первого ранга). Но и в этих условиях был сохранен приоритет офицеров, так как с получением первого чина 14 класса они теперь стали получать личное дворянство. В отдельных случаях личное дворянство получали даже военнослужащие, не являющиеся офицерами. Так, в конце XIX века был период, когда чины 14 класса присваивались гардемаринам флота. С 1856 года получение потомственного дворянства через военную службу значительно усложнилось, но офицерский корпус остался полностью дворянским.
В 3-й раздел родословной книги записывали тех, кто получил потомственное дворянство на гражданской службе или в связи с награждением орденом. С 1722 по 1845 гг. для этого надо было получить чин 8 класса (коллежский асессор). С 1845 по 1856 гг. — чин 5 класса (тайный советник), а с 1856 г. — чин 4 класса (действительный тайный советник, в армии ему соответствовал генерал-майор). Изменился и порядок получения личного дворянства, если до 1845 года его давал на гражданской службе чин 14 класса (коллежский регистратор), то с этого года только чин 9 класса (титулярный советник). Остальные гражданские чиновники становились личными почетными гражданами. С этого времени приток в потомственное дворянство гражданских чиновников резко сократился, а чиновничество в массе своей перестало быть дворянским.
Для чиновников, которые не могли дослужиться до высокого чина, оставалась возможность получения потомственного дворянства в связи с награждением орденом. Первоначально получение любого российского ордена автоматически возводило человека в потомственные дворяне. А так как ордена давались и за выслугу лет на гражданской службе, то многие чиновники получали потомственное дворянство именно по ордену. Вспомните знаменитую картину Павла Федотова «Свежий кавалер». Кстати, по ордену иногда получали дворянство купцы и священнослужители.
В середине XIX века ситуация резко изменилась, с 1845 года потомственное дворянство стало давать награждение орденами без степеней, всеми степенями орденов святого Георгия и святого Владимира, а также первыми степенями других российских орденов. С этого времени награждение низшими степенями орденов святой Анны и святого Станислава, которые могли получить за выслугу лет чиновники, давало только личное дворянство. А с 1900 года только личное дворянство стала давать и 4-я (низшая) степень ордена святого Владимира.
С этого времени получение потомственного дворянства по ордену стало большой редкостью, реальная возможность повысить свой социальный статус оставалось у офицеров, награжденных за личные подвиги орденом святого Георгия. Награждение орденами в России всегда осуществлялось в строгом соответствии с чином. Так уж сложилось, что получить орден, дающий право на потомственное дворянство, после 1900 года мог человек, как правило, уже имеющий чин, тоже дающий потомственное дворянство.
В XVIII — XIX веках границы Российской империи стремительно расширялись. Отношение к народам, включавшимся в состав России, всегда было весьма лояльным. Это проявлялось и в том, что новые подданные, входившие ранее в высшие сословия своих народов, получали российское дворянство, причем, часть из них получала его автоматически, а какая-то часть — по прошениям.
Для новых подданных не жалели титулов. После вхождения Грузии в Россию, все грузины, имевшие местный дворянский титул «таваде», который разделялся на несколько степеней, стали князьями. Только в 1850 году княжеский титул получили 69 грузинских дворянских родов, а это — несколько сотен человек. Например, в роду Баратовых в первой половине XIX века князьями стали 24 человека. Много княжеских родов дали присоединенные к России «осколки» бывшей Золотой орды и Польша. Для сравнения — в начале царствования Петра I в России княжеских родов, происходивших от великих и удельных князей, было всего 47, затем 11 из них пресеклись.
Дворянство в России не было однородным. Какие-то дворянские фамилии возносились к вершинам власти и богатства, а какие-то, включая и титулованные, оказывались практически в нищете. Любопытный случай произошел в середине XIX века, когда обедневшая последняя представительница некогда могущественных Боровских князей, ведших свой род от Рюрика, вышла замуж за обычного мещанина в её родном Боровске. Когда об этом доложили императору Николаю I, он распорядился выделить княжне 10 тысяч рублей на обзаведение, что позволило молодой семье вести вполне обеспеченную жизнь (по меркам провинциального городка). Но знаменитый княжеский род свое существование прекратил.
К началу ХХ века позиции дворянства, потесненного буржуазией, представители которой в основном были почетными гражданами, заметно пошатнулись. Значительно сократился и приток новых потомственных дворян. А в ноябре 1917 года, когда новой властью был принят декрет «Об уничтожении сословий и гражданских чинов», дворянство окончательно лишилось своего особого статуса в русском обществе.
Продолжат тему российского дворянства статьи, посвященные титулованной знати: князьям, графам, баронам и обладателям редких для России титулов.