В США есть такое понятие: «человек, который сделал себя сам». Оно в полной мере относится и к Ричарду с Морисом, которых, впрочем, при жизни звали чаще Дик и Мак.
Судьба этих двух парней ирландского происхождения, как в капле воды отражает формулу успеха. Попробуем ее вывести на их примере.
Итак, многие считают, что братья «разменяли» «холодный» Нью-Хэмпшир на солнечную Калифорнию в начале Великой депрессии, примерно в 1929 году. Но существуют свидетельства, которые утверждают, что семья Макдональдов перебралась сюда гораздо раньше — в 1920 году. Этим и объясняется стремление Дика и Мака устроиться поближе к Голливуду. Для начала обычными подсобными рабочими. Так некоторое время они были заняты тем, что устанавливали декорации на студии. При этом «мотали на ус» все: что больше нравится людям, на что они предпочитают «западать», как сделать так, чтобы человек, однажды вкусивший что-то необычное, «заглотил крючок» как можно глубже. Фабрика грез помогла им познать природу человека, его психологию.
Отсюда можно сделать вывод: куда бы вас судьба не забросила, старайтесь извлечь из ситуации максимум. Пусть даже, на первый взгляд, вам и кажется, что уж это точно в жизни больше не пригодится.
Честолюбивые ирландские парни очень скоро поняли, что в «декораторах» можно застрять на всю жизнь, а потому решили сменить профессию. Стать, например, торговцами.
Первый же их киоск по продаже сока вызвал в городе удивление. В отличие от обычных квадратных будок, он был выполнен в форме апельсина и раскрашен в яркий оранжевый цвет. Вот где сказалась голливудская школа. Дети с удовольствием тащили родителей отведать сок из гигантского апельсина. Торговля процветала!
Но Великая депрессия схватила за горло, прежде всего, средний класс. Людям стало не до апельсинового сока.
Следующим шагом стало открытие ресторана для быстрого перекуса, который бы обслуживал водителей большегрузных автомобилей. Какое-то время он процветал, потому что братья сильно не «заморачивались» по поводу разнообразия меню, для них главным критерием была скорость обслуживания!
Лето и осень продержались успешно. А зимой, когда погодные условия задерживали водителей в точках обслуживания, Ричард придумал развернуть в ресторане походный кинотеатр, чтобы шоферы могли скоротать часок-другой в ожидании, пока непогода не угомонится. Это был мудрый ход — водители в отличие от других не могли позволить себе пропустить стаканчик-другой виски. Во-первых, за рулем, а во-вторых, дорого. А полюбоваться на голливудских красоток — другое дело!
Но и это, в конце концов, приелось. Да и конкуренты не терялись: некоторые даже стали предлагать водителям стриптиз не «под фанеру», а вживую.
В 1940 г. братья снова предложили «прорыв» — установили машину для автоматической раздачи кетчупа! Получилось нечто вроде соревнования — интересно, а кому больше на хот-дог «плюнет» бездушная машина. Посетители даже пытались установить зависимость количества порции и силы нажатия на рычаг. До турниров дело не дошло, но чемпионы пользовались успехом.
А в голове у фантазера Дика снова роились идеи: как, с одной стороны, урезать расходы, а с другой — улучшить обслуживание клиентов, чтобы они снова и снова слетались к Макдональдам, как мухи на мед?
Выход был найден парадоксальный — отказаться от использования фарфоровой посуды. Во-первых, держать большой штат посудомоек накладно, во-вторых, не все они отличаются аккуратностью, а кто любит вымытую посуду с жирными разводами? И, наконец, тарелки часто били, что не могло не сказываться на расходах.
Так в ресторане появилась одноразовая посуда.
Вслед за фарфоровыми тарелками в мусорный бак полетели и вилки с ножами: кто их будет мыть? А в меню осталось только то, чем можно «заправляться», используя только собственные руки и рот.
Ну и о рекламе — двигателе прогресса Дик старался не забывать. Не имея никакого дизайнерского образования, он сам придумал, как сделать так, чтобы ресторан было видно издалека. Для этого он установил на крыше две золотые арки, которые подсвечивались неоном.
Но я рассказываю только об удачных находках. Если учесть, что многое было отвергнуто жизнью, едва появившись, можно предположить, что братья долгие годы находились в творческом поиске, постоянно чего-то придумывая.
Во еще один «маячок» успеха — никогда не стесняйтесь экспериментировать. Даже если «приживется» один росток из двадцати, вы все равно окажетесь в выигрыше.
И, наконец, я приступаю к самой главной страницы истории братьев. Почему получилось так, что они переуступили права на использование собственного бизнеса некоему Рэю Кроку? Который, если использовать нашу русскую терминологию, ободрал Дика и Мака, как липку.
Случилось это в далеком 1955 году, когда несостоявшийся коммивояжер Крок, узнав о том, что какие-то рестораторы из Сан-Бернардино решили закупить у него целых 8 миксеров. Отдадим должное Рэю, он не поленился приехать в городок. И увиденное привело его в полный восторг.
— А что если настроить таких Макдональдов по всему побережью? — предложил он Дику.
— И кто этим займется? — удивился Дик. — Лучше быть первым парнем на деревне, чем последним в городе!
— Почему бы вам не поручить это дело мне?
— Валяй…
Крок оказался еще умнее — он перепоручил строительство другим. Но за каждый новый открытый ресторан он получал 950 долларов и еще 1,9% от валового дохода в придачу.
А братья продали ему идею и имя за 2,7 млн. долларов — очень значительную сумму по тем временам. Плюс они получали на двоих 0,9% от дохода ресторанов.
Продешевили, скажете вы? Как сказать! Помните слова Маркса о том, что капиталист удавится и за полпроцента. Это у нас, в России, за такие проценты даже не будут «пачкаться».
Но кто будет упрекать того же Дика в отсутствии мудрости? Он не рвал сердце, а наслаждался жизнью. И скончался в далеком уже 1998 году, не дожив чуть более полугода до своего 90-летия. Помните: «С чисто научной точки зрения в профессии вора, как и в профессии святого, самое главное — вовремя смыться». Или остановиться. Что, в общем-то, одно и то же.
Дик сумел остановиться! И это, пожалуй, самый главный урок.