Всегда хотелось улыбнуться, когда слышала туристических зазывал: «Венчаться — так в Париже!» Ну где же еще, в самом деле? Город мечты, Собор Александра Невского. Частности и детали никого не волнуют. Венчался же там Пабло Пикассо с русской балериной Ольгой Хохловой? И свидетели какие: Гийом Апполинер, Жан Кокто, Сергей Дягилев, Макс Жакоб — вся парижская богема.
Не единственный, но самый знаменитый православный храм в Париже, исторический памятник Франции, охраняется государством. История его началась в XIX веке, строительство шло на пожертвования.
Освящен он был 11 сентября 1861 года, собором стал в 1922 году. И все последующие полтора столетия этот собор неразрывно связан с историей русского зарубежья. Сюда приходили на службы, здесь венчались, крестили.
Здесь и отпевали, многие фамилии знакомы: И. Тургенев, Ф. Шаляпин, художники В. Кандинский и Сомов, писатели Шмелев, В. Некрасов и В. Максимов, кинорежиссер А. Тарковский, Булат Окуджава. Иван Бунин когда-то венчался в этом храме, там же его и отпевали.
Вас не взять, не спрятать, не прогнать.
Надо жить — не надо вспоминать.
Чтобы больно не было опять.
(Раиса Блох)
Складывается впечатление, что Франция Х Х века — частично русская. Их действительно было много — русских беженцев, эмигрантов, жен. Их было так много, что, по ощущению, ни одно из явлений французской жизни не обошлось без них.
Но все они были разные, и о некоторых писать чрезвычайно трудно. Кроме многочисленной гуманитарной русской среды, которая, как насыщенное облако, «накрыла» Париж, был ряд людей, к этой среде не относящихся. О Зиновии Пешкове, французском генерале, написано у Ю. Москаленко, о К. Мельнике — сведений куда меньше. Да и фигура неоднозначная и закрытая.
Константин Мельник
Монархист в наше время — фигура диковинная, хотя встречается. Но достаточно быть просто нормальным человеком, чтобы понимать: расстрел царской семьи был варварством. А еще и дети, а еще и люди, которые оставались с семьей по долгу службы. Например, по долгу лечащего врача.
Вспомним, кто был расстрелян в тот день в Ипатьевском доме. Николай Второй (уже давно отрекшийся от престола), его семья (здесь до сих пор существуют разнообразные легенды, дотянувшиеся до наших дней), обслуживающий персонал.
А также врач, который оставался с семьей до самого конца. Звали его очень знакомо: Боткин. Евгений Сергеевич Боткин — сын знаменитого терапевта, клинициста Боткина Сергея Петровича, чьим именем названы больницы. Он же — дед Константина Мельника. Последний лейб-медик России, реабилитированный и канонизированный вместе со своими пациентами.
Дочь Боткина пыталась прорваться в Екатеринбург, к отцу. Ее не пустили: ну зачем же милой девушке гнить в тюрьме, тем более что узники все равно будут расстреляны. Через Владивосток Татьяне с братом удается уехать, в результате они оказываются во Франции. Вышла она замуж за бывшего офицера, родом с Украины, и всю жизнь была верна одной идее: признания Анны Андерсон Великой княжной Анастасией, чудом спасшейся от расстрела. Этой теме посвящены многие книги и фильмы, нет смысла сейчас вдаваться в эту историю.
Еще она растила детей, один из которых стал очень важным лицом во Франции. Поскольку о разведчиках и контрразведчиках знать много не положено, можно ограничиться тем, что известно и что он сам о себе считает нужным рассказывать.
Константин Константинович Мельник родился 24 октября 1927 года. Яркая «звезда по имени Мельник» засветила уже тогда, когда он обучался в русской школе отцов-иезуитов у племянника Льва Толстого. Вся последующая жизнь была посвящена разведке и контрразведке.
Главное дело — анализ, по долгу службы — контролировал все французские спецслужбы! Бывший апатрид — человек, приближенный к де Голлю и весьма им ценимый. Посредник между президентом и силовиками. То есть человек, главенствующий над всеми силовыми структурами Франции, они перед ним отчитывались. Человек, прилагавший все усилия к сближению Франции и СССР.
Родственник Боткиных, Фета, Третьякова не строил козни, он был блестящим аналитиком. И, кстати, оценивал советскую разведку как очень сильную, одну из лучших в мире, а французскую контрразведку — как очень слабую.
Сейчас — писатель и издатель. Вот некоторые из его книг: «Шпион и его век. Диагональ двойника» (по ней снят фильм, где сыграл и сам К. Мельник), «Тысяча дней в Матиньоне», «Политически некорректный», «История измены» (изданная и у нас, по ней также снят фильм).
В Россию не приезжал, «пока кости моего предка лежат в какой-то яме близ Екатеринбурга». На захоронение останков приехал по приглашению российского правительства, после этого приезжал еще несколько раз. Блестяще говорит по-русски. По его словам, читает только русскую литературу. Снят недавно и телефильм о жизни К. Мельника: «Царь, доктор, шпион».
Чтобы немного отвлечься от сложных тем, можно вспомнить другую судьбу, не менее интересную. Александр Алексеев — тоже, как и дочь Е. Боткина, из категории «владивостокских беженцев».
Александр Алексеев — прародитель компьютерной графики?
Так его сейчас и называют. Александр Алексеевич (или Александрович) Алексеев родился в Казани 5 августа 1901 года. Отец — военно-морской атташе России в Турции, там же, в Консантинополе, жила и его семья.
Атташе исчез при загадочных обстоятельствах, по другой версии — убит турком во время деловой поездки в Германию. Брат А. Алексеева исчез в Грузии во время беспорядков. Дядя был арестован и расстрелян в период революционных событий.
Во время учебы в Кадетском корпусе уже в Петербурге ему разрешали пропускать уроки игры на скрипке в счет уроков рисования (так растили российских офицеров). С 1921 года Алексеев в Париже (через Владивосток, корабль шел в Египет, на французский берег юноша сошел случайно, когда была вынужденная стоянка во время шторма).
Уже в Париже Александр Алексеев учился живописи у Сергея Судейкина, работал как книжный график (иллюстрации к «Слову о полку Игореве», Пушкину, Гоголю, Достоевскому, Пастернаку). Еще до своего знаменитого изобретения, работая гравером, а значит, с кислотами, он потерял одно легкое. На период оккупации из Франции пришлось уехать в США вместе со второй женой Клер Паркер.
В 1935 году Алексеев придумал pinscreen — «игольчатый экран» (патент № 387554). В Париже были скуплены все дешевые иголки! Техническое описание процесса, объяснения самого А. Алексеева и несколько его мультфильмов можно посмотреть в комментариях.
Умер Александр Алексеев 9 августа 1982 года в Париже. О нем говорят — великий художник и аниматор, написаны книги и диссертации, снимаются фильмы. Но он мало известен в России. Хотя входит в сотню лучших художников-аниматоров мира. Практически все его мультфильмы выиграли почетные международные призы. Он также работал в 1961 году с Орсоном Уэллсом над фильмом «Процесс» (по Кафке), пролог и эпилог этого знаменитого фильма сделан с помощью «игольчатого экрана».
Миллионы талантов, в силу исторических потрясений оказавшихся вне родины. Миллионы судеб, оказавшихся за границей. Далеко не все сложились безоблачно…