Почему полезно знать стихотворные размеры, или «Не мог он ямба от хорея...»

Реклама

Для нас кажутся странными сетования великого Пушкина по поводу того, что Онегин не мог никак отличить ямб от хорея, несмотря на все старания его друзей. В XIX веке, видимо, в высшем обществе трудно было найти человека, который бы не различал такие простые стихотворные размеры и совсем не писал стихов, хотя бы в молодости. У всякой великосветской дамы, да и не только великосветской, был альбом, в который поклонники её красоты писали разного качества и свойства стихи, сочинённые экспромтом, потому что каждый из них обязательно изучал в лицее, гимназии или в университете секреты поэтики.

Сейчас дамам необязательно писать стихи. Зачем тогда знать ямбы и хореи, отличать их друг от друга и ещё от трех других стихотворных размеров?

Реклама

Есть ряд причин, по которым полезно знать стихотворные размеры.

Первая — такая же, как и во времена Пушкина: понравиться даме сердца или просто соблазнить. Можно и кавалеру пару строк набросать. Вдруг поможет?

Вторая — можно блеснуть своими знаниями в компании. Например, звучит песня «Вне зоны доступа мы не опознаны. Вне зоны доступа вполне осознанно…». А вы спрашиваете у присутствующих: «Вы знаете, каким размером написан этот текст?». Кто сможет на этот вопрос ответить сходу в вашей компании? Скорее всего, никто, кроме вас.

Третья — если у вас есть дети, рано или поздно они на уроках литературы будут изучать стихотворные размеры, в классе 5−6-м, или даже раньше. Может, чего не поймут. Естественно, обратятся к вам. И вы им выложите всё, что узнали из этой статьи.

Реклама

Четвёртая — вдруг у вас талант, а вы и не знаете об этом. Неужели так и умрёт гениальный поэт для всего человечества?

Пятая — можно заработать, если начать писать стихотворные тексты для песен. Если вы слушаете попсу, то уже заметили, что делать это не так и сложно, — главное, знать стихотворные размеры, которые и создают ритм.

Ну, а теперь перейдём непосредственно к стихотворным размерам. Основных размеров всего пять: два двусложных и три трёхсложных. Двусложные состоят из двух слогов, трёхсложные — из трёх.

Более простые — двусложные. Это, как в строчке Пушкина, ямб и хорей. Отличаются они друг от друга тем, что ударение в этих размерах падает на разные слоги: у одного — на четные, у другого — на нечётные.

Реклама

Если ударение падает на чётные слоги, то это ЯМБ. Вспомним школьные стихотворения.

МорОз и сОлнце. ДЕнь чудЕсный.
ЕщЁ ты дрЕмлешь, дрУг прелЕстный.

Для большей схематичности можно заменить безударный слог знаком -, а ударный +. Вертикальная черта (/) будет отделять каждую пару ударных и безударных слогов. Вот как будут выглядеть приведённые выше строки.
-+/-+/-+/-+/-
-+/-+/-+/-+/-
Получается, что это стихотворение написано четырёхстопным ямбом.

В ХОРЕЕ наоборот — ударение падает на нечётные слоги. Опять Пушкин.

БУря мглОю нЕбо крОет, + - / + - / + - / + -
ВИхри снЕжные крутЯ… + - / + - / - - /+

Этот пример показывает всю гениальность поэта, который даже размером способен изобразить бурю.

Реклама

Вообще, считается, что ямб — это более спокойный, светлый, песенный размер. Древние греки писали ямбом сатирические стихи, а поэзию делили на два рода — героическую и ямбическую. Самым любимым размером наших поэтов считается четырёхстопный ямб. «Вне зоны доступа…», кстати, тоже ямб.

«Хорей» с греческого языка дословно переводится как «плясовой». Однокоренными к этому слову будут слова хор и хоровод.

Существует ещё множество разновидностей этих двух простых размеров: хориямб, хромой ямб или холиямб, ямбо-хорей или антиспаст. Но это неспециалисту уже знать необязательно.

Реклама