Сейчас дамам необязательно писать стихи. Зачем тогда знать ямбы и хореи, отличать их друг от друга и ещё от трех других стихотворных размеров?
Есть ряд причин, по которым полезно знать стихотворные размеры.
Первая — такая же, как и во времена Пушкина: понравиться даме сердца или просто соблазнить. Можно и кавалеру пару строк набросать. Вдруг поможет?
Вторая — можно блеснуть своими знаниями в компании. Например, звучит песня «Вне зоны доступа мы не опознаны. Вне зоны доступа вполне осознанно…». А вы спрашиваете у присутствующих: «Вы знаете, каким размером написан этот текст?». Кто сможет на этот вопрос ответить сходу в вашей компании? Скорее всего, никто, кроме вас.
Третья — если у вас есть дети, рано или поздно они на уроках литературы будут изучать стихотворные размеры, в классе 5−6-м, или даже раньше. Может, чего не поймут. Естественно, обратятся к вам. И вы им выложите всё, что узнали из этой статьи.
Четвёртая — вдруг у вас талант, а вы и не знаете об этом. Неужели так и умрёт гениальный поэт для всего человечества?
Пятая — можно заработать, если начать писать стихотворные тексты для песен. Если вы слушаете попсу, то уже заметили, что делать это не так и сложно, — главное, знать стихотворные размеры, которые и создают ритм.
Ну, а теперь перейдём непосредственно к стихотворным размерам. Основных размеров всего пять: два двусложных и три трёхсложных. Двусложные состоят из двух слогов, трёхсложные — из трёх.
Более простые — двусложные. Это, как в строчке Пушкина, ямб и хорей. Отличаются они друг от друга тем, что ударение в этих размерах падает на разные слоги: у одного — на четные, у другого — на нечётные.
Если ударение падает на чётные слоги, то это ЯМБ. Вспомним школьные стихотворения.
МорОз и сОлнце. ДЕнь чудЕсный.
ЕщЁ ты дрЕмлешь, дрУг прелЕстный.
Для большей схематичности можно заменить безударный слог знаком -, а ударный +. Вертикальная черта (/) будет отделять каждую пару ударных и безударных слогов. Вот как будут выглядеть приведённые выше строки.
-+/-+/-+/-+/-
-+/-+/-+/-+/-
Получается, что это стихотворение написано четырёхстопным ямбом.
В ХОРЕЕ наоборот — ударение падает на нечётные слоги. Опять Пушкин.
БУря мглОю нЕбо крОет, + - / + - / + - / + -
ВИхри снЕжные крутЯ… + - / + - / - - /+
Этот пример показывает всю гениальность поэта, который даже размером способен изобразить бурю.
Вообще, считается, что ямб — это более спокойный, светлый, песенный размер. Древние греки писали ямбом сатирические стихи, а поэзию делили на два рода — героическую и ямбическую. Самым любимым размером наших поэтов считается четырёхстопный ямб. «Вне зоны доступа…», кстати, тоже ямб.
«Хорей» с греческого языка дословно переводится как «плясовой». Однокоренными к этому слову будут слова хор и хоровод.
Существует ещё множество разновидностей этих двух простых размеров: хориямб, хромой ямб или холиямб, ямбо-хорей или антиспаст. Но это неспециалисту уже знать необязательно.