Создание рекламных роликов к новинкам кинопроката стало своего рода искусством, чем не прочь воспользоваться некоторые нечистые на руку кинодеятели. Если авторы с самого начала знают (или начинают подозревать по ходу съемок), что конечный продукт будет представлять собой полную шляпу, то им нужно максимально отвлечь потенциального зрителя. Поэтому снимается наикрутейший трейлер, с обязательным включением всех самых дорогостоящих и умопомрачительных сцен будущего проекта.
Если авторы всё сделают правильно, в первые же выходные им удастся отбить половину бюджета, а остальное картина либо медленно и верно соберет в международном прокате, либо компенсирует за счет продаж DVD. Так что даже полный отстой и отвратительная дешевка имеют все шансы заработать, пускай и не совсем честным образом. Впрочем, к картине братьев Хьюз «Книга Илая» всё вышесказанное не имеет отношения по двум причинам. Во-первых, фильм получился вполне приличный, во-вторых, трейлер я не смотрел.
Тема постапокалипсиса с недавних времен стала очень популярна в Голливуде. Бурное развитие компьютерной анимации привело к тому, что теперь нарисовать мрачное будущее (разрушенные города, заброшенные пустынные локации и прочее) стало намного проще. Сама же тема открывает перед создателями весьма широкий спектр жанров — от банальных ужастиков («Обитель зла 3») до мощных блокбастеров («Терминатор 4: Да придет спаситель»). В этом ряду «Книга Илая» стоит несколько особняком. С одной стороны, по уровню экшна и драматизма до таких картин, как «Безумный Макс» или «Дорога», новая лента не дотягивает, но с другой — смотрится немного динамичней, чем «Носители» или «Я — легенда».
Немного про сюжет. Как становится ясно из названия, речь пойдет о книге. И об Илае. Загадка книги раскрывается зрителю где-то на 15-й минуте фильма, поэтому здесь интриги нет никакой. А вот сущность главного героя и его миссии останется тайной вплоть до конца ленты. На первый же взгляд, перед нами типичный фантастический боевик, ибо все элементы жанра налицо. Сам герой, могучий, стремительный, неразговорчивый и крайне скрытный Илай в исполнении великолепного Дэнзела Вашингтона. Илай мастерски владеет рукопашным боем, метко стреляет, всегда выполняет свои обещания («Еще раз тронешь меня, останешься без руки») и не идет на компромиссы.
Если есть герой, значит, есть и злодей. Здесь создатели тоже не стали изобретать велосипед и пригласили блистательного Гари Олдмана, который за свою кинокарьеру уже не раз феерично творил гадости. Олдман — актер очень глубокий и разноплановый, поэтому его персонаж Карнеги, в отличие от прямолинейного Илая, получился неоднозначным и многослойным. Поначалу кажется, что перед нами типичный местный диктатор, держащий небольшой городишко, населенный выжившими после ядерной войны, в страхе перед возможным будущим без воды и еды. Как водится, у Карнеги есть небольшая армия и доступ к природным ресурсам. Однако вскоре выясняется, что он вовсе не намерен довольствоваться тем, что имеет. Карнеги намеревается вновь заняться освоением Калифорнии, но, чтобы стать уважаемыми всемогущим правителем, ему нужна та самая книга, которую прячет у себя странник Илай, ненароком забредший в его город.
Илай, которому все эти тиранские замашки Карнеги абсолютно по барабану, само собой, отказывается предоставить тому искомый томик в пользование (не говоря уже о владении), чем навлекает на себя многочисленные неприятности. В итоге Илай и прибившаяся к нему Солара (падчерица Карнеги) вынуждены спешно покинуть недружелюбный город. За ними вслед снаряжается погоня, ибо Карнеги позарез нужна эта книга, и он готов пожертвовать ради нее всем и вся, не до конца понимая, что совершает, возможно, самую большую ошибку в своей жизни…
Сначала о хорошем. К сюжету особых претензий нет, хотя, мне кажется, братьям Хьюз, а также сценаристу Гари Уитта, для которого этот фильм стал первым опытом работы в кино, не сильно удалась концовка. Мощное, стильное начало, бодрая середина, а вот финал получился несколько смазанным, особенно в том, что касается судьбы главного героя. Не дотянули чуть-чуть, пытаясь создать нечто среднее между стандартным хэппи-эндом и тягостной концовкой «Дороги» или «Дитя человеческого».
На высоте, безусловно, операторская работа Дона Берджесса («Форрест Гамп», «Человек-паук» и третий «Терминатор»). Великолепные пейзажи выжженной пустыни еще не успели набить оскомину, а различные элементы постядера, вроде осыпавшихся мостов, кладбищ автомобилей и огромных кратеров, по-прежнему впечатляют и поражают воображение. Даже тех, кто знает, как и на чем всё это создается.
С актерскими работами уже не всё так радужно. Дэнзелу Вашингтону явно не хватало самоиронии, персонаж у него, виной чему супергеройство и неимоверная крутость, получился несколько лубочным и прямолинейным. Он, по-моему, за весь фильм ни разу даже не улыбнулся. На его фоне живой и яркий Гари Олдман смотрелся еще ярче и живее. С Вашингтоном подобное случается редко, так что спишем незадачу на неудачную прорисовку типажа в сценарии. Хотя такой большой Актер мог бы внести (если б не поленился) необходимые коррективы.
Олдман, как я уже отметил, сыграл стандартно. Стандартно великолепно. Его Карнеги одновременно и жалок, и омерзителен. Отличный кинозлодей. А вот самый большой прокол у режиссеров случился с персонажем Солары в исполнении Милы Кунис. Это, друзья, просто отвратительная актриса. Наши локализаторы подобрали еще ей под стать совершенно неподходящий и непрофессиональный голос нашей сериальной актрисы Елены Лагуты. На выходе дубляжа получился совершенно картонный типаж, который раздражает до невозможности.
Зато во второстепенных ролях блеснули Рэй Стивенсон (сериал «Рим» и будущий Портос) в роли правой руки Карнеги, певец и композитор Том Уэйтс в роли торговца-инженера, Майкл Гэмбон и Дженнифер Билз.
Резюмируем. Кино, к сожалению, получилось всё-таки одноразовым, ибо вся интрига после первого просмотра теряется. Тем не менее, этого просмотра лента однозначно заслуживает, ибо, несмотря на огрехи сценария и Солару, которую хочется придушить собственными руками, в остальном получился вполне смотрибельный фантастический боевик.
С моралью, неожиданным (для кого-то) финалом и несколькими очень неплохо снятыми боевыми эпизодами.