Преподобный Пахомий: за что он был прозван Великим?
Христианский мир 28 мая чтит память Пахомия Великого, основателя монашеского общежития в Египте и одного из столпов пустынножительства. Родился он, как и мученики
Получивший языческое воспитание в семье и весьма приличное светское образование, юноша был призван в армию, под знамена войска императора Константина. Кстати, того самого, который позднее провозгласил христианство господствующей религией, а затем перенес столицу римского государства в Византий (Константинополь) и почитается несколькими христианскими конфессиями равноапостольным святым.
Вместе с другими соплеменниками он прибыл на призывной пункт, которым оказалась городская тюрьма, и к тому же — под стражей, которая несла охрану, при этом ничуть не заботясь о пропитании и прочих нуждах новобранцев. Но им приносили еду и всячески служили те, кто называл себя христианами. Тогда-то и запала в душу будущего святого мысль о том, что раз ради веры в Бога люди так бескорыстно реализуют любовь к ближним, то эта вера — истинная.
По окончании службы Пахомий, согласно Житию, принял святое Крещение и поселился в Шенесите, не слишком многолюдном месте, к тому же вел там затворнический образ жизни. Однако ему необходимо было духовное руководство, которое он нашел в лице пустынника Паламона.
Как повествует Житие Пахомия, после десяти лет пустынной жизни он однажды услышал глас небесный, повелевший вблизи руин селения Тавенниси основать обитель, где он, собственно, на тот момент и находился. Вместе со своим наставником он начал строить жилище для иноков по благословению святого старца Паламона, который вскоре после начатых работ почил… Но вслед за этим прискорбным событием у Пахомия возникло видение Ангела Божия, вручившего ему устав монашеской жизни.
Первым, кто пришел во вновь основанную обитель, был старший брат преподобного, Иоанн, который и поселился вместе с ним. А затем стали приходить и другие люди, желавшие учиться, принимать монашеский постриг и служить Господу. При этом основатель обители, установив единообразие для всех в пище и одежде, никогда не отставал от всех прочих в монастырских хлопотах: и о хозяйстве заботился, и за больными паломниками ухаживал.
Посещая их, ободрял, убеждал благодарить Бога и возлагать надежду на Его святую волю, но при этом и давал послабления в соблюдении поста сообразно медицинским показаниям. А еще ввел труд послушания в виде переписывания книг и наставлял, что таковое и любое иное, «исполняемое с усердием, выше поста и молитвы».
Пахомий Великий, каковым при жизни не назывался, считал и настаивал, что «иноки не должны были иметь собственных денег или принимать что-нибудь от своих родственников». Был весьма строг к нарушителям (а к себе — и того более), но и бесподобно милосерден к незрелым душам. Так, известны случаи, когда он отвращал иноков от подвига мученичества из потуги выплеска гордыни, призывая к смирению.
Странно читать после изучения Жития, в котором говорится, что «преподобный учил всячески опасаться осуждения других и сам боялся даже в мыслях осудить кого-либо» описание его биографии пером Григория Орлова в «Рассказах из истории христианской Церкви», в которых святой громогласно обличает еретиков.
Похоже, это суждение базируется на истории о том, как «к преподобному Пахомию пришла его сестра Мария, которая давно желала увидеть брата. Но строгий подвижник отказал ей в свидании и через привратника передал ей благословение вступить на путь монашеской жизни, обещая в этом свою помощь. Мария заплакала, но поступила согласно указанию брата. Тавеннисские иноки построили для нее жилище на противоположном берегу Нила. К Марии стали собираться инокини, и вскоре создалась женская обитель со строгим уставом, который был передан преподобным Пахомием».
Горше всего для него было полученное знание, «что последние монахи не будут иметь такой ревности к подвигам, как первые, будут ходить как во тьме, не имея опытных руководителей». Он, как повествуется, «горько плакал, взывая к Господу и прося милости к ним». И был ответом святому новый глас: «Пахомий, помни о милосердии Божием. О последних монахах знай, что и они получат награду, ибо им придется страдать от тяжкой для инока жизни».
Преподобный ушел из жизни в пятидесятитрехлетнем возрасте, заразившись «моровой болезнью», последние дни его были облегчены заботами ближайшего ученика Феодора.
И какое преинтереснейшее совпадение: память равноапостольного царя Константина, с чьей легкой руки новобранец-Пахомий впервые помыслил о христианстве, и Феодора, который провел с ним наитягчайшие дни перед кончиной, чтится в мае. По Константину — 21-го числа, по Феодору — 17-го. Как близко, однако…
Пахом-Бокогрей: как славяне приурочили к хозяйственному календарю имя христианского святого?
Да очень просто. Небо высоко, а поле — близко. Потому каждый святой лик (как и было допрежде, до христианизации) надо было причислить к актуальным для календарного времени заботам. А поскольку предки нашим предкам заповедывали, что, когда и как делать, то и с новой религией уживаясь, они проводили традиционную связь. Нам ли судить? Да и кому?! Все ж по вековым заветам строилось.
Итак, Пахомий Великий стал Пахомом-Бокогреем, поскольку издревле считалось, что день этот — очень значимый как по фенологическим приметам, так и с точки зрения организации домашнего хозяйства. А потому в крестьянскому быту укоренился целый ряд соответственных пословиц, поговорок, присловий и заметок. Вот, например:
привет, Пахом — запахло теплом;
на Пахома тепло — все лето теплое;
с Пахомия погода — такая, как будет все лето;
с Пахома пора сеять поздние овес и пшеницу;
на Пахома ячмень надо-пора сеять.
* * *
Есть небо и земля, высокое и обыденное… Но разве опрощается имя христианского святого тем, что он вошел в хозяйственный календарь? По-моему, ничуть, и даже напротив. А вы как считаете?