Но в данном случае все пристрастия оказались на стороне фильма Сандры Неттельбек «Неотразимая Марта» («Bella Marta»). На МКФ в Валенсии только вышедшая на большой экран картина получила приз зрительских симпатий. На следующем МКФ, уже в Монсе, она завоевала практически всё, что было можно. И большой приз жюри, и приз за лучший сценарий, и награды лучшим исполнителям как женской, так и мужской ролей.
2002 год для «Неотразимой Марты» стал вообще триумфальным. Исполнительница главной женской роли (Мартина Гедек) была отмечена 52-й национальной немецкой кинопремией и призом немецкой кинокритики. Её партнёр и, по совместительству, исполнитель главной роли противоположного пола — Серджио Кастеллито — удостоился приза Европейской киноакадемии. А сам фильм — специального приза жюри на фестивале Европейского кино в Лессе и приза «Серебряная тайга» на международном фестивале «Дух Огня» в Ханты-Мансийске.
Конечно, призы — призами. Должна же быть какая-то работа для критиков и академиков? Но вообще-то фильмы выпускаются не для них. А, как это ни странно, — для зрителя. И он тоже выразил свои пристрастия «Неотразимой Марте». Ногами. И кошельком, отдав кассам кинотеатров по всему миру почти 10, а по другим источникам и все 14 миллионов долларов. Только в Германии кинокартину посмотрели 513 тыс. человек. В США, которые, как правило, ничего иного, кроме родного Голливуда, не признают, и там на «Неотразимую Марту» сходили 712 тысяч.
А у нас… У нас этот фильм был «в ограниченном прокате». Обидно, однако. Неужели только в сытой, и отчасти, поэтому — довольной Европе, любовь — действительно — главнее денег? Или их с такой лёгкостью отдают только потому, что хотят увидеть невиданное и прикоснуться к чему-то такому?.. В обычной жизни — недосягаемому. Ну, тогда всё не так уж и плохо.
Да и откуда ему, этому «плохому» быть, когда фильм… Но не будем забегать вперёд. По порядку.
Говорят, что путь к сердцу мужчины лежит исключительно через его желудок. А что? Вполне может быть. Лично я, так даже если очень сильно просить, не откажусь от глубокой тарелки наваристого борща по-белгородски. Или порции другой кальмаров с луком. Так что, у главной героини кинокартины, шеф-повара одного из ресторанов французской кухни в Гамбурге, проблем с личной жизнью быть просто не должно.
Но это — теоретически. А в реальной жизни не все так просто, как кажется. И не так хорошо, как хочется. Наверное, поэтому «Неотразимая Марта» — это история красивой, но одинокой женщины. Большой профессионалки в своей работе и точно такой же большой, просто огромной неудачницы, но уже в личной жизни.
Ей и так не очень уютно на кушетке психоаналитика, которому, вместо того чтобы задавать вопросы о том, как же всё-таки наладить личную жизнь, она может часами перечислять время варки и жарки разных экзотических блюд, их ингредиенты, способы нарезки и обработки. Ей и так не очень уютно, а тут ещё и смерть сестры в автокатастрофе. У которой — маленькая дочка. Ну, не в приют же оставшуюся сиротой племянницу?
И в доме Марты (Мартина Гедек) появляется маленькая племянница — Лина (Максима Фёрсте), с которой, хочешь — не хочешь, надо налаживать взаимоотношения. А если не знаешь — как? Всё так сложно в жизни главной героини…
Да ладно бы только дома или в личной жизни. Так тут ещё и на работе подвалило! В лице нанятого хозяйкой ресторанчика симпатичного и брутального повара-итальянца. Марио (Серджио Кастеллитто) — тоже классный специалист и лаптем французский луковый суп хлебать не привык. Но и Марте терять завоеванные позиции как-то не очень хочется. Оба повара знают себе цену. И не только в профессиональном плане. Но и как личности.
Вот эта их взаимная уверенность в себе и в стоящем рядом, у соседнего разделочного столика человеке, в конечном итоге и помогает главным героям благополучно и счастливо разрешить все проблемы, поставленные перед ними и сценаристом, и вымышленной им жизнью. А мелодрама в умелых руках актёров постепенно и незаметно для зрителя становится тем инструментом, с помощью которого картина наполняется мягким юмором и по-домашнему тёплым обаянием. Умелые руки поваров-профессионалов и старательно помогающих им поварят, без всякой спешки готовят изысканные составляющие и основного сюжетного блюда, и гарнира к нему.
И если уж зашла речь о еде… «Неотразимую Марту» нельзя смотреть натощак. Ни в коем случае! От одних названий всего того, что готовится, подаётся к столу и съедается в течение тех 109 минут, что идёт фильм, если и не упасть в голодный обморок, то слюной — точно можно захлебнуться. И не один раз. Конечно, смертельный исход всё-таки маловероятен, но почувствовать лёгкий дискомфорт от всех этих фуа-гра, омаров в кисло-сладком соусе и бифштексов с кровью — вполне вероятно. А дискомфорт, даже если он и лёгкий, не самое лучшее чувство. Приятных эмоций от него ждать не приходится, а вот испортить впечатление от фильма… Вот это он — может.
А лучше — чтобы не смог. Потому что «Марта», она действительно — «неотразима». Прекрасная актерская игра. И Мартина Гедек, и Серджио Кастеллитто заслужили свои призы и премии. Колоритный юмор, с мягким привкусом ностальгии по хорошим комедиям, сентиментальная грусть, сюжетная интрига — всё в фильме в строгом соответствии с классической рецептурой качественной европейской мелодрамы. Точно отмерено и мастерски приготовлено. Ни капли лишнего. Ни щепотки вульгарности.
Фильм настолько доверительно и откровенно рассказывает эту щемящую душу историю двух человек, каждый из которых наконец-то находит свою половинку, что до самых финальных титров от экрана невозможно оторваться. И на всё это время окружающий нас мир отступает, прячется где-то неподалёку, в сумраке комнаты или просмотрового зала, и перестаёт существовать для зрителя, который весь там, в далёком Гамбурге. Сопереживая героям и искренне желая им счастья.
«Неотразимая Марта» — потрясающе вкусное блюдо не только для настоящих гурманов хорошего игрового кино, но и для тех, кто страдает полным отсутствием аппетита. Попробуйте — не пожалеете.