В чем привлекательность подобного зрелища, разговор отдельный. Учитывая наличие в современном обществе желающих посмотреть на корриду или распиливание соседа в очередном фильме ужасов, притягательность кровавых сцен никуда не делась, но это вопрос для психологов и социологов. А вот откуда взялась сама идея и что она означала, вполне под силу разобрать на основе богатого исторического и этнографического материала, накопленного современной наукой.
Итак, самое простое, что известно достоверно: изначально люди сражались друг с другом в память о погибшем соплеменнике. Будущие бои гладиаторов были просто поминальным обрядом. Еще на заре Рима совершались подобные бои, в которых принимали участие все мужчины, знавшие усопшего и способные держать в руках оружие. О смертоубийстве речи не шло, просто была драка до крови в память о погибшем. Все игры в Риме времен царствования были приурочены к похоронам того или иного человека. Но ради чего были эти бои, что хотели оставшиеся в живых показать этим обрядом?
Здесь придется обратиться к этнографии и прочим наукам (вплоть до психоанализа), способным пролить свет на логику мышления первобытных людей и отсталых племен. Во многих культурах известен обычай хоронить что-либо с человеком. Не секрет, что иногда хоронили не что-то, а кого-то. Причем есть объективные данные, доказывающие добровольность подобных обрядов.
Подобному поведению есть два объяснения. Первое: оставшемуся в живых просто не было реального шанса выжить без погибшего. К подобной версии имеется несколько претензий — но версия существует достаточно давно, а значит, имеет определенные права на рассмотрение. Второе: смерть воспринимали не так трагично. Действительно, и египтяне, и более древние народы воспринимали жизнь как нечто, существующее для того, чтобы иметь шанс умереть.
Можно предъявить претензии в духе «почему тогда все жили, а не умирали». Но ответ прост — умереть, а точнее, вступить в новую жизнь в другом мире, можно было всегда, но вот качество этой новой жизни напрямую зависело от способа и причины смерти.
Полагалось, что, погибнув в бою или на охоте, вы снискали возможность к такой жизни после смерти во вполне комфортабельных условиях (и сегодня религии связывают качество загробной жизни с методом смерти или стилем жизни). Люди, которые были связаны с умершим в этой жизни, полагали для себя возможным самоубийство, рассчитывая на покровительство умершего более «благоприятным» способом. Другими словами, они просто помогали себе за счет умершего быстрее попасть в тот мир. В конце концов, воины стали соперничать за право последовать в тот мир за своим собратом.
Вполне вероятна и третья версия: именно воины, а не близкие люди, начали умерщвлять себя, поскольку хотели воевать (служить, состоять в браке) с умершим и в загробной жизни.
В любом случае идея посмертных игр связана не с развлечением, а с подготовкой себя и умершего к другой жизни и непогрешимой верой в ее наличие. Вероятно, именно отсутствие искренней веры в загробную жизнь у древних римлян и привело сначала к передаче своих скорбящих полномочий другим людям за деньги (в других цивилизациях тоже, кстати сказать, стали нанимать плакальщиц), а после и вовсе к превращению ритуала в пустую забаву.
Не подобными ли проявлениями неосознанной жажды смерти являются современные соревнования разнообразных «спортивных» видов занятий с высокой травматичностью? И не являются ли современные гонки таким же искажением первоначальной цели?
Каждый волен отвечать, как нравится. Но с актуальностью во всех странах и народах лозунга «Хлеба и зрелищ» не поспоришь.