— Секеш-фехер-вар.
Самое обидное, что теоретически — ничего… Ну, ничего сложного нет в этом слове! Венгерское «Szek» аналогично нашему, русскому — «престол». Которое, в свою очередь, то же самое, что и трон — символ царской славы и могущества. А ещё — место пребывания правящего государя. «Feher» в переводе с венгерского — «белый». И последняя составляющая — «Var». По которой и без словаря догадаться можно. Шарвар, Капошвар, Сигетвар… Да «город» это.
А если всё, да вместе? Получается… «Белый престольный (стольный) город». Именно так. Секешфехервар — первая венгерская столица, которую в 972 году среди труднопроходимых болот и топей заложил князь Гёза. Только тогда город назывался на латинский манер — Альба Регия. Что, впрочем, значит практически то же самое, что и венгерский вариант — «белый королевский город».
А вот почему среди труднопроходимых топей и болот?
Значительно позже, уже в XIII веке, венгерский средневековый хронист Шимон Кезаи положил под обоснование выбора Гёзой места первого стольного града всех венгров красивую легенду. Мол, именно тут, вот в этом самом месте, где нынче стоит красавец Секешфехер, дед князя, великий вождь Арпад, разбил свой шатёр, когда венгры, переправившись через Дунай, вошли в Паннонию. И это место стало первым венгерским поселением на этих землях. Ну, а внук продолжил то, что начал его дед. И превратил первое поселение в первую столицу.
Кто знает, может, всё так и было. Или около того. Но, как правило, в обычной жизни всё значительно проще. Венгры же пришли не на пустые земли. И до них здесь жили аварские и славянские племена. Жили себе, не тужили, а тут вдруг — бац… И как снег на голову — венгры. Подвигайтесь, мол. Мы тут тоже хотим.
А с какого, собственно, перепугу подвигаться-то? Репка у новоприбывших от избытка желаний не треснет?!
Не самыми мирными были те восемь десятков лет, что прошли с того времени, как Арпад привел своих соплеменников в Паннонию, до основания князем Гёзой первого стольного града всех венгров. И, скорее всего, вопросы обеспечения безопасности столицы, княжеской резиденции и государственной казны стояли не на последнем месте, когда принималось решение, что вот тут закладывать надо… Среди болот и топей. Которые потом не раз выручат и Секешфехервар, и его жителей.
Так, например, город совершенно не пострадал во время монголо-татарского нашествия 1242 г. Из-за большого и сильного половодья, затопившего окрестности, неприятельское войско, как ни старалось, так и не смогло подойти к венгерской столице. И пришлось монголам Батыя уходить от Секешфехервара не солоно хлебавши.
А город, кстати, надеялся не только на топи и болота. Уже при сыне князя Гёзы, короле Иштване I Святом (1001−1038), он получил новый и достаточно мощный импульс к своему развитию. За годы его правления в столице возвели не только одну из самых красивых и величественных европейских базилик того времени, но и построили мощную крепость, защищенную земляными валами и глубокими рвами. А в XIV веке, при Лайоше I Великом, вместо земляных стен у Секешфехерварской крепости появились каменные.
Вот так и получилось, что сильная, хорошо укрепленная крепость и одна из самых величественных базилик Европы — да в одном месте. И это на долгую, многовековую перспективу определило судьбу города и его важное место в истории Венгрии.
На протяжении всего средневековья в Секешфехерваре короновались венгерские короли. Первым, в 1038 г., — сын венецианского дожа Петер Оршеоло, ставший королём по воле своего дяди Иштвана I Святого. Последним, в 1440 г., — Янош II Жигмонд.
Город был местом постоянного хранения символов королевской власти — коронационной мантии и короны. Той самой короны, которая когда-то была возложена папой Сильвестром на голову первого венгерского короля — Иштвана I, позже причисленного к лику святых. А с XIV века в Венгрии действовало правило трёх обязательных условий, строгое соблюдение которых, и только оно, могло служить гарантией законности королевской власти:
— на голову венгерского короля может быть возложена только корона святого Иштвана;
— возложение короны относится к исключительному праву епископа Эстергомского;
— коронация должна проходить в Секешфехерваре.
Они и проходили. В белом городе венгерских королей. Потому что нарушение любого из трёх обязательных условий ставило под вопрос законность и легитимность нахождения у власти того или иного короля. Который, по сути, королём вроде бы как и не являлся… Он же не в Секешфехерваре. Или не епископ Эстергомский ему на голову…
Всего в Секешфехерварской базилике состоялось 37 (по некоторым источникам — 38) коронаций венгерских королей и 39 — их супруг, королев. Здесь они начинали свой державный путь. Здесь же и заканчивали. Под сводами столичной базилики было похоронено 15 венгерских королей.
В 1038 г. — Иштван I Святой, в 1141-м — Бела II, в 1382-м — Лайош I Великий, в 1439-м — Альберт Габсбург… Последним, в 1490 г., здесь упокоился Матьяш Корвин.
В этом же году город, в пику польской династии Ягеллонов, захватил ещё один претендент на венгерский престол — Максимилиан Габсбург. И в Венгрии началась очередная междоусобица. Которая не могла привести и не привела ни к чему хорошему.
Буквально через полвека, в 1543 г., Секешфехервар, после длительной осады, штурмом взяли Оттоманские войска под предводительством султана Сулеймана Великолепного. Долгих 145 лет городом владели турки. Но даже разрушив многие здания, уничтожив и разграбив королевские захоронения, переоборудовав церкви под мечети, а знаменитую базилику — под пороховой склад, они так и не смогли изменить то содержание и тот внутренний стержень, который был заложен в название города его основателем, князем Гёзой.
Да, при турках город не был Секешфехерваром. Его переименовали в Истолни Белград. Но ведь это… Тот же «Белый престольный (стольный) город», каким он был и при князе Гёзе, и при короле Матьяше Корвине.
Таким он остаётся и сейчас. Современный Секешфехервар. Динамично развивающийся город Центрально-Задунайского края.
В его названии до сих пор сохраняется память о тех людях, которые стояли у истоков венгерской государственности. И звучит гордость нынешних мадьяр за своих предков, страну, в которой они живут, и её богатую на события историю.
Ну, а о том, как город жил дальше, после того, как в 1688 году был освобождён от турецкого ига австрийскими императорским войсками, я тоже постараюсь рассказать. Но как-нибудь в другой раз…