Как «двойной орел» 1933 года стал самой дорогой монетой в мире? Аукцион

Реклама
Грандмастер

В 1940 году, через семь лет после исторического решения президента Рузвельта прекратить хождение в США золотых денег, представители короля Египта Фарука, страстного коллекционера и стратегического союзника Соединенных Штатов в ближневосточном регионе, обратились в американский минфин с просьбой разрешить вывоз из страны какой-то золотой монеты. Несмотря на грозный президентский указ, разрешение было выдано, кто же откажет лучшему другу США?

По слухам, чиновники заподозрили неладное буквально на следующий день, после того как краденая монета, а это был тот самый похищенный из монетного двора «двойной орел», который разыскивался агентами ФБР по всей стране, покинула пределы США. Выяснив истину, правительство потребовало от египтян возврата. «Страстный коллекционер» требование проигнорировал, а США не слишком настаивали, понимая, что за дружбу надо платить.

Реклама

В 1952 году Фарука из Египта изгнали. Все его коллекции пошли с молотка. В 1955 году на аукцион выставили и «двойного орла», но по протесту американцев с торгов сняли. Впрочем, лететь на родину «птичка» пока не собиралась.

Еще сорок лет монета скиталась по свету, пока не объявилась в одном из нью-йоркских отелей. В 1996 году некий коллекционер из Лондона Стивен Фентон попытался сбыть «орла» за миллион долларов с лишним. Увы, сделка не состоялась. Под видом покупателей Фентона вели все те же упорные и трудолюбивые «американские чекисты» из ФБР.

Стивена Фентона задержали, а уникального «двойного орла» 1933 года конфисковали. Пикантность ситуации заключалась в том, что кража произошла до того, как правительство разрешило вывезти монету из страны. Факт кражи был установлен, по нему велось расследование и арестовывались фигуранты дела, но «орел» упорхнул в жаркий Египет по официальному разрешению, с соблюдением таможенных процедур, а значит, и обвинять владельца нумизматической редкости в преступлении нет никаких оснований.

Реклама

Кроме того, уникальная монета формально даже не попадала под юрисдикцию знаменитого рузвельтовского указа. В 1933 году ни один «двойной орел» так и не был выпущен в обращение, иными словами, оставаясь ценностью и собственностью Соединенных Штатов, золотыми деньгами монета не являлась.

Остались не выяснены обстоятельства, при которых «орел» попал в руки лондонского собирателя древностей. Но, основываясь на презумпции невиновности, это не могло быть причиной уголовного преследования.

Стивена Фентона выпустили, хотя казначейство наотрез отказалось возвращать ему монету. Мол, украли — а теперь вернули на место, что же было между этими событиями — не наше дело. Началась судебная тяжба, длившаяся пять лет. Выходом из патовой ситуации стало мировое соглашение. Высокие спорящие стороны договорились монету продать с аукциона, а деньги поделить поровну.

Реклама

«Двойной орел» аукцион провел в гордом одиночестве. 30 июля 2002 года компания «Сотби» для его продажи организовала отдельные торги, длившиеся не более пары минут. Стартовая цена аукциона 2,5 миллиона долларов быстро росла с минимальным шагом в 100 тысяч зеленых. Представитель покупателя, пожелавшего остаться неизвестным, выложил за единственный лот 6 миллионов 600 тысяч долларов.

К аукционной цене «Сотби» добавила свою комиссию, по одним источникам 10%, по другим — 15. Но и это еще не полная стоимость. В различных источниках можно найти окончательную сумму покупки в 7 590 020 долларов. Что за мелочная двадцатка затесалась в последних разрядах солидного числа?

Реклама

Можно смеяться, а можно восхищаться дотошностью и принципиальностью американской бюрократии. Чиновники потребовали вернуть в государственную казну номинал монеты, иначе в казначействе «не сходился баланс». Пришлось новому владельцу возмещать убытки.

«Двойной орел» больше не летает по белу свету. Его стерегут за толстыми стенами хранилища Форт-Нокс, несмотря на то, что у монеты частный владелец. Американскому правительству удалось провести уникальную операцию: вернуть украденное имущество, возместить убытки и пополнить казну кругленькой суммой, оставив предмет спора под своим контролем.

Кому при этом принадлежат юридические права собственности — так ли уж важно?

Реклама