Я уже не говорю о таких шедеврах кинематографа, как «Титаник», трилогии «Пираты Карибского моря», саге о «Чужих» и «Аватаре». Я все думал, почему современные отечественные фильмы смотреть не хочется. Отчего нынешние, так сказать, «комедии» вовсе не смешны? Кто их «обзывает» комедиями? Явно не создатели «Бриллиантовой руки».
А почему наши детективы такие скучные и вечно «распальцованные»? Вслушайтесь, ведь даже названия у этих лент искривят лицо нормальному зрителю: «Слепой», «Дикий», «Крутой», «Глухой» (простите — «Глухарь»). Осталось снять еще «Косой». Не создан пока «Кривой». И почему у нас еще никто не снял «Долбанутый»? Идею — дарю.
А наблюдая за голливудской продукцией, я заметил, что режиссеры «Фабрики Грез» блестяще умеют создавать специфический ореол вокруг своих картин. Один из основных плюсов их видения жизни на экране — это лица актеров. Смотреть ту же «Красотку» в десятый раз — приятно! Очаровательная, красивая женщина, обаятельный мужчина. Блестящие интерьеры, сочные краски прямо-таки живут своей отдельной жизнью на экране.
Вы скажете, что история героини Джулии Робертс в «Красотке» нечасто встречается в реальной жизни. А я выпалю в ответ: «Да и шиш с ним!» Многие обычные люди ходят и смотрят кино, потому что алчут сказки! А значит — красоты. На то оно и кино, чтобы хватать зрителя за шиворот и тыкать носом в красоту и кажущуюся невероятность событий и персонажей на экране со словами: «И такое бывает!». Суть сего метода сводится к понятию «туфелька Золушки».
Чудеса — случаются! Из грязи — в князи! Ковер-самолет — летает! Пираты могут быть смешными и добрыми! И тогда начинаешь верить, что невозможное — возможно. Пусть не у нас. Хотя бы в Голливуде. Красота их кино побеждает мозг и глаз зрителя.
Возьмем тот же «Титаник». Насколько же красивая пара получилась — Леонардо ДиКаприо и Кейт Уинслет. Сказочное, невероятное, слезное развитие событий! Юный голодранец (но — благородный!) встречает взбалмошную девицу из «высшего света». Вернее, из первого класса. Персонаж ДиКаприо выиграл билет на «Титаник» в обычные карты. Разве такое бывает?
Как видите, в хорошем кино — да. Но не там, где правят бал «глухие», «слепые», «дикие», «покореженные», «крутые»
В наших же фильмах в подавляющем большинстве мы наблюдаем, прошу прощения, рязанские «морды» некачественного разлива. В истинно рязанских лицах нет ничего плохого, но их и так видишь каждый день тысячами. Да и у меня самого такая же рязанская физиономия! Но — душа-то просит сказки, красоты, одухотворенности… Иных лиц, не повседневных.
В саге «Пираты Карибского моря» герои Киры Найтли и Орландо Блума составляют потрясающую пару. А Джек Воробей (Джонни Депп) пусть и не красавец, но чрезвычайно обаятельный плут с ехидным лицом! В современном же российском кинематографе, какой фильм случайно ни посмотри, все сплошь отталкивающие физиономии.
А ведь сидя в кинотеатре, хочется попасть в другую реальность. Туда, где красивые интерьеры, прекрасные ландшафты, обаятельные лица героев, наконец. Всяких драм и проблем в нашей жизни и так «выше крыши»! Вот и хочется подняться на вертолете, так сказать, выше этой самой «крыши», и окинуть взглядом мир через магический кинескоп кинокамеры!
Но сколько не начинаешь смотреть отечественные фильмы, то ловишь себя на желании побыстрее выключить телевизор или уйти из зрительного зала. Хотя и надо бы поддержать отечественного производителя… Но тут есть аналогия, может, и не совсем удачная, с ВАЗом. Вроде бы и правильно для интересов страны ездить на ВАЗе, да как-то не хочется, попробовав иномарку.
Обижает меня как зрителя, что смешных лент после 1995-го года («Особенности национальной охоты») не выпускалось. Современные же наши комедии смешны тем, что смеяться негде, да и незачем. Лица актеров, так называемого комедийного плана, не способны на мимику шута, на вживление в образ. Нет той старой советской школы создания смешных персонажей в кино. Физиономии современных комедиантов не смешны, даже не забавны, а вызывают лишь чувство
Где современные «Приключения итальянцев в России»? Где нечто схожее с «Бриллиантовой рукой»? А ведь в финансовом плане то были фильмы много дешевле, чем нынешние.
Я редко хожу в кино на отечественные фильмы и считаю, что в кинотеатрах стоит смотреть Голливуд. А наши фильмы глядеть (если не жалко времени!) на DVD или TV. Так, чтобы поглядел минут пятнадцать, выключил. Пошел по своим делам, перекусил. Потом — досмотрел. Поймите, вы ничего не потеряете от подобного стиля ознакомления с современным российским кинематографом.
Вернемся к лицам российского кино. В фильмах о ВОВ обилие лиц рязанского типа совершенно оправдано. Война — дело грязное, не лубочное, и увидеть в боевых действиях и в смерти, останках людей нечто красивое весьма и весьма сложно, а часто и неуместно. Здесь нужен особый талант. Посему я считаю самой удачной линией фильмов нашего кинематографа — это сериалы о ВОВ: «Штрафбат», «На безымянной высоте», «Красная капелла», «Катя» и некоторые другие. Но это сложно — в нашей кинопродукции найти что-то искристое, выделяющееся из общей серой массы.
«Красота спасет мир!» — мощные слова великого человека, нашего соотечественника. К сожалению, они мало относятся к современной российской кинематографии. Красивых фильмов, с красивыми людьми, в красивых интерьерах, с красивыми лицами, действующих в красивой истории у нас нет. А жаль! Полагаю, причина, что выбора-то у нас особого нет: в России мало режиссеров! Михалков, Бондарчук да Бортко…
А нужна-то мощная армия самых разноплановых режиссеров, как в Голливуде. Сотни и сотни крупных и малых студий. Что ж, будем ждать. А пока, перефразируя Льва Николаевича Толстого, можно заключить: «Красота и сказка — вот что спасет отечественное кино!».