Историография Великой Отечественной содержит огромное количество описаний судеб детей, рождённых в начале тридцатых годов. Конечно же, народ, как мог, оберегал своих детей от взрослых проблем, но даже те, кто не соприкоснулся напрямую с боевыми действиями, своим трудом и помощью взрослым в решении бытовых (и не только) проблем на уровне своих семей косвенно тоже приняли участие в войне и тоже внесли свою посильную лепту в дело Победы.
Они рано повзрослели, ведь их родители либо непосредственно участвовали в военных действиях, либо отдавали все свои силы на трудовом фронте, являясь надёжным тылом Советской Армии. «Всё для фронта! Всё для победы!» — главный лозунг тех времён.
В первую очередь следует отметить тех, чьи детские судьбы пересеклись с войной напрямую. Многие из них были настоящими героями. Они становились «сыновьями полков», несли нелёгкую солдатскую службу. Нередко дети в партизанских отрядах становились не только разведчиками, но и диверсантами.
Довольно массовым явлением армейской жизни было «усыновление» мальчишек и девчонок военными госпиталями. Если госпиталь находился в районе боевых действий, то его специализацией было лечение легкораненых бойцов. В этих военно-полевых госпиталях медперсонал подвергался почти такому же риску, как и бойцы на передовой.
Медицинского персонала хронически не хватало, врачи и медсёстры зачастую работали сутками без отдыха, и помощь детских рук здесь была востребована чрезвычайно. Детям по силам было обеспечивать быт раненых бойцов: дежурить у их постелей, делать перевязки, кормить с ложечки, да и хотя бы просто почитать свежие газеты и приходящие письма. Они хорошо справлялись с этой нелёгкой работой.
Обратимся к Википедии. Сухая статистика: официально пионерами-героями названы 56 человек (неполный список). Среди них высшего звания Героя Советского Союза были посмертно удостоены четверо: Валя Котик, Зина Портнова, Лёня Голиков, Марат Казей. Эти имена хорошо известны людям старшего поколения. Погибшим героям, кроме Лёни Голикова, было всего по 13−14 лет. Десятки тысяч детей были награждены орденами и медалями за различные боевые заслуги.
Как известно, в среднем ребёнок начинает осознавать себя как личность с 3−4 лет. Именно с этого возраста и на всю жизнь сохраняются первые яркие воспоминания об окружающем мире. Поэтому особо хочется остановиться на временном отрезке дат рождения: примерно с 1938 года по 1942 год. Дети, родившиеся в этот период, пришли к осознанию своего места в мире уже во время войны. В их личный опыт не входило мирное время. Такой опыт мог появиться у них только после Победы. Но до неё надо было ещё дожить. И не всем это удалось.
Эти ребята не были героями, но самые трогательные воспоминания о войне именно у этого поколения. Специально для этой статьи коллега по Полоцкому университету поделилась со мной своими самыми первыми жизненными впечатлениями, связанными с войной. Её рассказ мне показалось, будет интересным не только для её родных и близких, но и для читателей «ШколыЖизни.ру».
Она родилась в предвоенный 1938 год в городе Грязи Воронежской области (ныне Липецкая область). Небольшой городок этот имел для железных дорог СССР важное стратегическое значение. Он расположен на ветке Москва-Воронеж, и поезда из Грязей далее уходили в трёх направлениях: на Сталинград, Воронеж и Орёл.
Дом, в котором тогда жила маленькая Римма, находился в пригороде г. Грязи в селе Б. Самовец на берегу одноимённой речки, впадающей в реку Матыру. Фронт в 1942 году находился от города километрах в ста, а может и меньше.
Теперь представьте себе маленькую трёхлетнюю беззащитную девчушку. Самое первое её воспоминание жизни: мама в больнице, далеко, в Липецке, Римма вместе со старшим братом живёт у бабушки в Б.Самовце. В селе росли огромные вётлы, под которыми прятались зенитки. Дом, где она жила, находился всего в 100 м от зенитной батареи.
Во время ночных авиационных налётов немцы сбрасывали осветительные бомбы. Они подолгу висели в небе над головами. Их яркий голубоватый холодный свет заливал все окрестности. Было светло как днём. Освещение было необходимо немцам для прицельного бомбометания. А главной целью для немцев был железнодорожный мост через реку Матыру, отрезающий сразу три направления движения поездов, основным из которых конечно же было Сталинградское.
Первые переживания маленькой девочки связаны именно с защитой стратегического моста. Она уже хорошо знала: если в небе появился яркий свет, тут же начнётся стрельба зенитных орудий, рёв немецких бомбардировщиков и удалённые взрывы бомб.
Маленькая Римма вместе с бабушкой, братом и другими детьми — двоюродными родственниками выходили на улицу, в кусты черёмухи, расстилали дерюжки и ложились на них. Римма вставала на колени, вся сжималась и опустив голову вниз, прикрывала её руками, испытывая настоящий ужас от шума и света. Отзвуки этого ужаса она испытывает и сегодня, когда рассказывает о том времени.
Однажды днём во время налёта немецкий самолёт был подбит зениткой и лётчику удалось посадить повреждённый самолёт на колхозное поле. Римма помнит, как все побежали смотреть на этого повергнутого фашиста, который всего несколько минут назад властвовал в небе. Девочка побежала вместе со всеми и теперь вспоминает, как толпа детей и взрослых молча окружила вражеского лётчика. Его не били, не пытались его растерзать. Все только хотели понять: какой он? Почему он пришёл к ним с войной?
Римма в те годы была очень болезненным ребенком. Она была самой маленькой из всех своих сверстников. Нехватка питания и другие лишения привели к тому, что поздней осенью 1942-го она вместе с братом заболела скарлатиной. Сама девочка выжила, а братика своего потеряла.
Ещё воспоминание. Было постоянное ощущение голода. Так хотелось есть! По осени после сбора урожая с колхозного поля бабушка сшила всем мешочки для сбора колосков. Дети босиком ходили по стерне, раня в кровь свои ножки, собирали единичные неубранные комбайном колоски. Малышня испытывала постоянный страх, потому что часто появлялся конный объездчик и кнутом прогонял беззащитных детей с поля. Было бесконечно обидно. И такое повторялось каждую осень.
У Риммы было хроническое воспаление лёгких, она часто простужалась. Не удивительно, что со временем у неё развилась дистрофия. Лечение не помогало. Наконец детский участковый врач Риммы приняла решение, что только санаторий может спасти девочку. Она до сих пор помнит фамилию врача — Ковалёва. И вот в январе 1945-го её отправляют в областной детский санаторий на целых полгода.
Под Воронежем расположена ж/д станция Графское, рядом старинное бывшее графское имение, в нём и располагался детский санаторий на 150−200 детей. Кругом корабельные сосны. Место красивейшее! С первых же дней персонал санатория уделял вновь поступившим особенное внимание. Маленькая Римма многие продукты видела впервые в своей жизни.
Особо ослабленных детей подкармливали чёрной осетровой икрой. Римму надо было ещё убедить, что это не рыбий жир, который она ненавидела. И так постепенно-постепенно она поняла, что бутерброд из чёрного хлеба с икрой — это вкусно!
Большинство блюд она ела впервые в своей жизни. Это были и прекрасные омлеты из американского яичного порошка, и первая мясная котлета, и первые тефтели. А ещё она помнит вкусный кисельный суп из сухофруктов. В состав входили вишня, изюм, яблоки, груши. В суп для большей калорийности добавляли рис.
Она хорошо помнит 9 мая 1945 года. В честь Победы детям испекли торт Наполеон (слово запомнила навсегда даже не зная что оно значит). Он был приготовлен из хорошей муки, а слои были пропитаны американской сгущёнкой. Это был первый в её жизни торт. И сколько бы раз она ни ела торт Наполеон, тот победный был самый вкусный!
В боях с немцами в небе над г. Грязи погибло много советских лётчиков, из них девятнадцати было присвоено звание Героя Советского Союза. Это говорит о том, что воздушные сражения были действительно жесточайшими. Но защита в виде авиации и зенитных заградительных батарей выстояла. Сберегла стратегический мост от разрушения. Что стало дополнительным вкладом в победу в знаменитом сражении под Сталинградом.
Сегодня Римме Михайловне Лариной 72 года. Она, несмотря на свои возрастные «болячки», остаётся активным и жизнерадостным человеком. До сих пор трудится в должности доцента Полоцкого университета. Она пишет замечательные стихи, ведёт дневник. Не у всякого молодого столько человеческого задора.
Дай же Бог всем живущим среди нас детям войны многих лет полноценной жизни, здоровья, любви и уважения окружающих! Общайтесь с ними, их ещё много среди нас. Они последние из нас, кто может поделиться личными воспоминаниями о той ужасной войне.