С немецкой стороны предложение о подписании акта официально прозвучало 6 мая 1945 года, когда в ставку генерала Эйзенхауэра прибыл генерал Альфред Йодль, бывший на заключительном этапе войны начальником штаба оперативного руководства Верховного командования Вермахта. По его словам, он был направлен на переговоры
От имени Дёница Йодль предложил союзникам принять капитуляцию Германии и организовать подписание соответствующего акта 10 мая. По его словам, задержка в четыре дня требовалась для уточнения расположения соединений и частей германской армии и доведения до них информации о капитуляции. Эйзенхауэр столь длительную отсрочку отказался даже обсуждать и дал Йодлю полчаса на принятие решения о немедленном подписании акта, пригрозив, что в противном случае союзники продолжат нанесение массированных ударов по немецким войскам.
Выбора у германских представителей не оставалось, и после согласования с Дёницем Йодль согласился акт подписать. Со стороны командования экспедиционными силами союзников в Европе акт должен был засвидетельствовать генерал
Иван Алексеевич Суслопаров, как только узнал о подготовке акта к подписанию, сообщил об этом в Москву и передал текст подготовленного документа, запросив инструкцию о порядке действий. К моменту начала подписания акта о капитуляции (предварительно было назначено на 2 часа 30 минут) ответ из Москвы не поступил. Ситуация сложилась так, что на акте вообще могло не быть подписи советского представителя, поэтому Суслопаров добился включения в него примечания о возможности по требованию одного из государств-союзников проведения нового подписания акта, если для этого будут объективные причины. Только после этого он согласился поставить под актом свою подпись, хотя и понимал, что чрезвычайно рискует.
Акт о капитуляции Германии был подписан 7 мая в 2 часа 40 минут по среднеевропейскому времени. Актом предусматривалось, что безоговорочная капитуляция вступает в силу с 23 часов 8 мая. Уже после этого из Москвы пришел запоздавший запрет Суслопарову участвовать в подписании акта. Советская сторона настаивала на подписании акта в Берлине при значительном повышении уровня лиц, которые будут подписывать акт и свидетельствовать его своими подписями.
Сталин поручил организовать новое подписание акта маршалу Георгию Жукову. К счастью для Суслопарова, примечание, которое было включено по его требованию в подписанный документ, позволяло это сделать. Иногда второе подписание акта называют ратификацией того, что был подписан днем ранее. Для этого есть законные основания, так как 7 мая
«Ставка Верховного Главнокомандования уполномачивает Вас ратифицировать протокол о безоговорочной капитуляции германских вооруженных сил».
К решению вопроса о новом подписании акта, но на более высоком уровне, подключился Сталин, обратившийся к Черчиллю и Трумэну:
«Договор, подписанный в Реймсе, нельзя отменить, но его нельзя и признать. Капитуляция должна быть учинена как важнейший исторический акт и принята не на территории победителей, а там, откуда пришла фашистская агрессия, — в Берлине, и не в одностороннем порядке, а обязательно верховным командованием всех стран антигитлеровской коалиции».
Реклама
В результате США и Англия согласились провести новое подписание акта, а документ, подписанный в Реймсе, считать «Предварительным протоколом о капитуляции Германии». При этом Черчилль и Трумэн отказались отложить объявление о подписании акта на сутки, как того просил Сталин, мотивируя, что на советско-германском фронте все еще идут тяжелые бои, и надо подождать до вступления капитуляции в силу,
В Англии и США о подписании акта и капитуляции Германии перед западными союзниками было официально объявлено 8 мая, сделали это Черчилль и Трумэн лично, обратившись по радио к народу. В СССР текст их обращений был опубликован в газетах, но по понятной причине только 10 мая.
Любопытно, что Черчилль, зная, что в СССР будет объявлено об окончании войны после подписания нового акта, сказал в своем радиообращении:
«Сегодняшний день мы, вероятно, будем думать главным образом о самих себе. Завтра мы воздадим особую хвалу нашим русским товарищам, чья доблесть на поле боя явилась одним из великих вкладов в общую победу».
Новое подписание Акта о безоговорочной капитуляции Германии прошло 8 мая в Карлсхорсте, предместье
Открывая торжественную церемонию, к собравшимся обратился маршал Жуков, заявивший:
«Мы, представители Верховного Главнокомандования советских Вооруженных Сил и верховного командования союзных войск… уполномочены правительствами антигитлеровской коалиции принять безоговорочную капитуляцию Германии от немецкого военного командования».
После этого в зал вошли представители германского командования, предъявившие документ о полномочиях, подписанный Дёницем.
Со стороны Германии Акт о безоговорочной капитуляции, составленный в 9 экземплярах, подписали генерал-фельдмаршал Вильгельм Кейтель (начальник штаба Верховного главнокомандования вооруженными силами Германии), генерал-полковник авиации Ганс-Юрген Штумпф (в этот день был назначен начальником штаба люфтваффе) и адмирал флота Ганс-Георг фон Фридебург (главнокомандующий ВМС).
- Своими подписями акт засвидетельствовали: со стороны советского командования — Маршал Советского
Союза Георгий Жуков, от командования экспедиционных сил союзников в Европе — британский главный маршал авиации А. Теддер (заместитель Эйзенхауэра). - В качестве свидетелей акт подписали: от вооруженных сил США — генерал К. Спаатс, от французских вооруженных сил — генерал Ж. де Латтр де Тассиньи.
Подписание акта завершилось в 22 часа 43 минуты по центральноевропейскому времени. В Москве было уже 9 мая (0 часов 43 минуты). Вскоре из радиоприемников по всей стране зазвучал торжественный голос Юрия Левитана:
«8 мая 1945 года в Берлине представителями германского верховного командования подписан акт о безоговорочной капитуляции германских вооруженных сил. Великая Отечественная война, которую вел советский народ против немецко-фашистских захватчиков, победоносно завершена. Германия полностью разгромлена.
Товарищи красноармейцы, краснофлотцы, сержанты, старшины, офицеры армии и флота, генералы, адмиралы и маршалы, поздравляю вас с победоносным завершением Великой Отечественной войны. Вечная слава героям, павшим в боях за свободу и независимость нашей Родины!».