Для наскальной живописи в древние времена использовались красители из местных вулканических пород. К первым наскальным рисункам относятся изображения обнаруженные в Северной Индии, возраст которых, по мнению ученых, 25−40 тысяч лет. Самая большая «картинная галерея», находится на плато Виндиха (примерно 800 км к юго-востоку от Дели). Основными сюжетами являются изображения обрядов, праздников и священных животных. Сцены охоты встречаются на изображениях в некоторых районах Индии, но они занимают незначительное место в творчестве древнеиндийских художников.
Самыми известными из наскальных произведений Индии являются рисунки пещеры Аджанты, выдолбленной в вулканической скале на Декканском плато. Картины выполнены художниками, которых нанимали буддийские монахи. Каменные стены превращались в иллюстрированные книги о жизни и учении Будды.
Техника индийской живописи по стеклу выполняется приклеиванием на созданный контур с помощью смеси растительного клея и древесных опилок полудрагоценных камней, тонких золотых пластинок или позолоченного металла.
В технике живописи каламкари при помощи обожженных веточек дерева тарамид, которые обмакивают в патоку и железные опилки, создаются контуры. Растительные краски глубоких оттенков используются для изображения эпических сцен.
Художники стиля пата читра относятся к семье храма Джаганнатх, расположенного в Пури. В этой традиции ткань, хлопок или туссар, покрывают смесью из мела, семени тамаринда, смолы, придавая поверхности отделку, по текстуре похожую на кожу.
Стиль ранголи, также известный как алпана и колам, — это искусство украшения полов и стен домов порошком из белого камня, извести или рисовой муки с использованием пальцев вместо кисточки. Этим мастерством владеют многие индийские женщины и создают из своих домов настоящие и неповторимые произведения искусства.
Для живописи мадхубани (внутренне украшение дома) и миниатюрной живописи также используются краски растительного происхождения.
Про роспись слоновой и верблюжьей кости промолчу, притворившись ребенком, который закрывает глаза при виде проблемы и исключает её из своей реальности. Надеюсь, эти виды жестокого искусства скоро навсегда канут в небытие.
Если же вы живете не в Индии, расскажу о тех этических проблемах, с которыми можно столкнуться, занявшись живописью.
На взгляд защитников прав животных, рисование кистями из белок, колонков, барсуков (только вдумайтесь в это перечисление!) практически равносильно покупке меха. Пусть маленького, но МЕХА, того самого, из-за которого страшно гибнут миллионы животных.
Самые распространенные кисти для масляной живописи — щетина. И многие даже не задумываются о том, как эта самая щетина добывается, чья она и какова ее истинная цена. Ее просто-напросто сбривают со свиней, обычно с живых и безболезненной эту операцию я бы не назвала, бывает, и с мертвых. А впрочем, какая разница? В любом случае производство таких кистей сопряжено с самой кровавой индустрией нашего мира.
Сейчас в продаже имеется огромное количество синтетических кистей прекрасного качества, способных заменить любой натуральный аналог. Что касается цен, то они не намного выше, иногда и ниже. Другое дело человеческая привычка.
Что касается красок, то сразу же придется огорчить акварелистов, так как эта краска наряду с гуашью, содержит бычью или свиную желчь в качестве пластификатора, то есть обязательной составляющей. Печально, но факт. В определенной степени эти две краски может заменить акрил, изготавливаемый полностью на синтетической основе.
Гуашь также можно заменить темперой. Только надо проявлять внимательность при ее выборе. Она бывает трех видов: яичная (на ней пишутся все иконы), казеиновая и имеющая в своей основе клей ПВА. Соответственно, выбирать надо последнюю, к счастью, она довольно-таки распространена, найти ее не проблема. По своим рисующим качествам она очень напоминает гуашь, только цвета более насыщенные и приятные.
Масляные краски в основе своей имеют пигмент (который иногда делают из насекомых и животных) и льняное масло. Содержание животных компонентов вероятно в следующих цветах: сепия, пурпур, индиго, краплаки, кармин (насекомые), жженая кость (без комментариев), индийская желтая (моча слонов).
Если говорить о масляной живописи, то нельзя упустить и момент проклейки и грунтовки холста. Многие предпочитают для этих целей покупать готовые смеси. В таком случае надо внимательно изучить состав продукта, так как могут быть не этичные компоненты. Проблема состоит в том, что многие производители состав целиком не пишут, поэтому советую все делать самим, это совсем не трудно и даже интересно. Самые распространенные виды проклейки — это желатиновая (хрящи животных) и ПВА. Тут все просто — выбираем последний вариант). Грунт лично я делаю из смеси ПВА и зубного порошка + какой-нибудь золотистый цвет акрила, для придания приятного тона. Имеющиеся в продаже готовые грунты могут содержать в себе глицерин, желатин, рыбий клей, костный клей, фотожелатин, хозяйственное мыло, казеин и еще какую-нибудь гадость.
Вообще на рынке художественных товаров сейчас появилось огромное количество синтетических красок по ткани, стеклу, металлу и проч.
Искусство должно нести некую созидательную, гуманистическую и нравственную идею и уж никак не должно строиться на боли и страдании других существ. Всего вам доброго и творческих успехов!