Восточно-Европейская равнина, «прикрытая» с двух сторон относительно старыми горами — Карпатами, Уралом — считается почти таким же стабильным регионом, как Западная Сибирь.
И тем не менее: землетрясения в Карпатах (эпицентр, как правило, южнее украинских гор, в Румынии) случаются прямо-таки с завидной регулярностью, в среднем через 27−32 года. Учитывая, что последнее карпатское землетрясение (от которого даже в Харькове покачивало люстры и катило по комнатам детские коляски) имело место более сорока лет назад. Напрашивается мысль, что пора готовиться…
Ещё важный момент. Частые и слабые землетрясения, считается, как бы регулярно сбрасывают напряжение в глубинах земной коры. А наиболее разрушительные, мощные — это как раз те, которые повторяются редко и происходят словно внезапно (хотя в последнее время сейсмологи уже могут с достаточно большей долей вероятности прогнозировать их мощность). Стало быть, напрашивается вывод: чем больше временной промежуток между регулярными — в данном случае карпатскими — землетрясениями, тем больше разрушений и человеческих жертв они могут за собой повлечь.
Кавказ и Крым в этом ряду занимают тоже не последнее место (севастопольское землетрясение 1927 года причинило немало бед). Ради сравнения обратимся к сравнительно (по историческим меркам) недавней истории. Для начала вспомним времена ираноязычных скифов. «Да, скифы мы!..» — воскликнул поэт, но прав был лишь частично.
В регионе Керченского пролива незадолго до рождения Христа (если совсем точно, то в 63-м году до н.э.) произошло мощное землетрясение, послужившее, возможно, главной причиной гибели могущественного Понтийского царства.
Фактически Понтийское царство не уступало Римской империи — хотя сейчас об этом мало кто помнит. Прежде ираноязычная аристократия царства в указанный период уже восприняла греческую культуру и язык, что сделало в значительной степени естественным объединение в рамках Понтийского царства не только Причерноморья и царства Боспор (побережье Кавказа и Крыма), но и почти всей говорящей по-гречески Малой Азии.
Ни один римский полководец не смог покорить Понтийское царство — ни Сулла, ни Лукулл, ни даже Помпей. Последний лишь один раз одержал незначительную временную победу над войсками царя Митридата под Никополем, вблизи от столицы Понтийского царства — Амасии. Полководец (а не только царь) Митридат VI Евпатор после битвы под Никополем стал осторожнее и, отступая вглубь своих территорий, фактически заманил Помпея с его легионами.
Здесь в многочисленных стычках римлян слегка потрепали горцы, отряды армянского царя Тиграна. Помпей уж не рад, что ввязался в эту авантюру. Пришлось римлянам отступить — отступление это можно бегством не называть — римский флот поджидает вблизи устья Фасиса (река Риони у берега современного Поти). Помпей далее направляется покорять более богатую (чем кавказское побережье) Иудею.
Тем временем Митридат прибывает в столицу — Пантикапей (на территории современной Керчи). И собирает многочисленное войско, достаточное для разгрома Рима. Согласитесь, 36 000 обученных бойцов (среди которых немало италийцев, недовольных оплатой труда «на исторической родине») — это серьёзный аргумент в споре за империю!
Затем следует военный союз со скифами. Ожидается, что по мере приближения к просторам Италии к Митридату присоединятся придунайские кельты, которые ненавидят римлян всеми фибрами своей души… В общем, назревшее нашествие могло, на целых пять столетий предвосхитив памятный «рейд» гуннов, оставивший в веках имя завоевателя Атиллы, «сокрушительно и бесповоротно» разгромить Римскую империю. Но суждено было случиться иному.
Во все века придворные историки грешат одним — прославляют содержащего их правителя и замалчивают объективные причины событий. Древние историки утверждали в своих сочинениях (многие из которых, особенно «Митридатовы войны» римлянина Аппиана, скорее напоминали современную беллетристику), что Рим спасло восстание в районе Керченского пролива. О землетрясении же упоминают в лучшем случае как бы в скобках, мимоходом.
Однако землетрясение достигло, по мнению геологов и археологов, девяти баллов — и разрушило практически ВСЕ города Боспорского царства!.. Именно здесь, в сердце своих владений, Митридат организовывал поход на Рим.
Одни города были разрушены частично, иные — полностью. Катастрофа по масштабам являлась более тяжёлой, чем недавнее землетрясение на Гаити. Согласитесь, что заставить народ начинать или продолжать войну в таких кошмарных условиях нереально, бессмысленно.
Выйдя из всколыхнувшихся морских глубин, массы сероводорода загорелись. Люди восприняли это с ужасом — ведь они увидели, что «море горит»!.. Продукты горения поднялись в прохладные выси, где конденсировались в облака серной кислоты, — и пошли не просто кислотные дожди, а дожди с весьма высокой концентрацией серной кислоты (оставшиеся в живых люди отравлялись дождевой «водой» — правда, не обязательно до смерти). Одно бедствие за другим!
Кстати, уроженец города Никеи в Вифинии, Дион Кассий Коккериан, оставивший после себя 80 книг «Римской империи», отметил, что землетрясение это было одним из самых сильных в истории! Учтите ещё сознание древних людей, затуманенное не просто бытовыми суевериями, а вполне серьёзным восприятием богов и богинь. Люди в те времена постоянно оглядывались на божественные знамения, регулярно приносили жертвоприношения и на полном серьёзе считали многочисленных древнегреческих (и других, римских) богов, как бы сказали сейчас, реальными персонажами.
И вот накануне Митридат при большом стечении народа приносит жертвы богине Деметре, а она, капризная, вместо того, чтобы помочь в походе, насылает на страну почти «конец света»!.. Народ в ужасе, италийцы покидают войско, предаёт сын… Митридат пытается отравиться, но безуспешно (ведь он всю жизнь принимал гомеопатические дозы яда, и стал к нему невосприимчив), и тогда в отчаянии бросается на меч — все, все предали его — и люди, и боги…
Дальше не очень интересно: оставшиеся при власти вельможи направляют к ставшему великим (благодаря землетрясению) Помпею делегацию, нижайше просят взять их «под крыло» римских богов и римского императора. В Риме — триумф! Победа великого Помпея! О землетрясении — почти ни слова.
Теперь возвращаемся в день сегодняшний. И попытаемся ответить на вопрос:
- Будет ли землетрясение в Карпатах, Крыму, и на Кавказе?
Да, безусловно. Землетрясения здесь бывали раньше — будут и впредь. И, если ориентироваться на временной промежуток, упомянутый в начале статьи, — в ближайшие годы. Скорее всего, даже в ближайшие месяцы. А вот летом или зимой — это науке неизвестно. Наука, знаете ли, пока не в курсе дела.
Одно, пожалуй, можно сказать наверняка — чем длительнее будет пауза, тем более разрушительным окажется это землетрясение.
Впрочем, вряд ли оно достигнет мощи той катастрофы, что стёрла с лика земного многие города Понтийского царства. Вероятнее всего, и то лишь в самом худшем случае, это будет 5−7 баллов (Карпаты), особенно если эпицентр, как предполагают учёные, проявит себя в горах на территории Румынии.
Не хотелось бы, чтобы землетрясение на Кавказе помешало предстоящей зимней Олимпиаде — еще жива в памяти трагедия Спитака. Не хотелось бы, чтоб отдых в Крыму превратился в ожидание катастрофы.
Будем надеяться на лучшее.