У славян были и другие «ветровые» боги. Например, Догода олицетворял тихое приятное дуновение воздуха и был связан с ясной погодой. Он изображался в виде румяного юноши с русыми кудрями. Правда, он не ладил со своим братом Позвиздом, отвечавшим за бури и непогоду. С бороды последнего текли дожди, дыхание вызывало туманы. Когда суровый Позвизд встряхивал головой, на землю сыпался град.
О весеннем ветре говорили, что он приносит семена дождя из страны нескончаемого лета и разбивает почки деревьев. Зимние вьюги, по убеждению наших предков, случаются оттого, что нечистые духи на бегу дуют в кулак. Встречник — вихрь, который мчался по дороге, считали олицетворением свадьбы черта с ведьмой. В древних сказаниях упоминаются и ветер, который сидит на цепи на краю неба, и двенадцать вихорей, прикованных к скале в далеком океане, если кому-то из них удается освободиться, начинается буря.
По другой версии, они закованы в пещере неким персонажем, которого звали «святой с кочергой». В православной традиции это Прокопий, Устюжский чудотворец, блаженный, который изображался с тремя кочергами в руках. В разных местностях имелись, конечно же, свои особенности в представлении ветров. Так, в астраханских краях северо-западный называли «дедом в изорванной шапке».
У ветров просили помощи, например, отправляясь в плавание. В этом случае следовало непременно озаботиться обеспечением благоприятного ветра. Добиться этого, как полагали, можно было несколькими способами. В северных краях существовало поверье, что повелевать ветрами по силам финнам и лапландцам. Их приглашали на корабль, чтобы совершить обряд, который так и назывался — покупка ветра.
Он заключался в проведении специального молебна, по окончании которого на веревочке или лоскутке ткани, припасенных вершителем ритуала, завязывали три узелка. — Это действо будто бы позволяло управлять ветрами в пути: развязывание первого узла призывало легкий, второго — сильный, третьего — ураганный.
У поморов был и еще более диковинный способ. Сначала надо было днем помолиться придорожным крестам, потом ночью всем селением выйти на берег реки и вымыть в ней котлы, затем ударить поленом по флюгарке (это поворотная железная насадка на дымовую трубу, направляющая дым по ветру, для улучшения тяги) и наконец… по памяти насчитать двадцать семь плешивых людей из числа знакомых.
По старинному преданию, Северный ветер однажды разметал урожай хлеба у одного бедного человека, и тот отправился к Отцу ветров с жалобой. Отец ветров сидел на высокой горе в образе старика в красной шапке и, выслушав посетителя призвал подопечного, чтобы тот одарил бедняка ценностями.
К ветрам и за советом обращались: «Спроси у ветра, не будет ли ответа?». Если долго дуло холодом, полагалось молиться тихому ангелу, чтобы он задул южный ветер. И даже в любовных делах обращались за подмогой к нему. Например, существовал заговор «на семь буйных ветров», к которым обращались, чтобы они навеяли любовь в сердце девушки, которая не отвечает парню взаимностью.
Во многих народных сказках именно ветер оказывает помощь герою, которую он не получает ни от месяца, ни от солнца. И у