Публикатор — Владимир Глухов, сам собою художник. Как я поняла — с Ростовом у него связь возникла в студенчестве, студенты-суриковцы (МГАРХИ — Московский Государственный художественный институт имени В.И. Сурикова) уже на протяжении лет тридцати приезжают год за годом в древний город на практику, копируют фрески, пишут этюды.
Вот и Владимир так оказался на берегах Неро. И врастающая в землю избушка подарила ему эти дневники. На чердаке одноэтажного дома на берегу озера Неро лежали эти тетрадки и должны были бы погибнуть.
Публикация предварялась рассказом публикатора о том, как нашел он эти записки:
«Эти дневники найдены мной летом 1983 года в городе Ростове Великом Ярославской области в заброшенном доме. Чтобы их найти, мне пришлось разгрести трехметровый культурный слой, состоящий в основном из газет, писем, фотографий
Очень интересен был семейный архив семьи Бутылиных, видимо, первых хозяев этого дома. Но самым интересным для меня оказались дневники Мини (Михаила) Саксина, ставшего для меня родным человеком. Следы пребывания семьи Саксиных прослеживались до середины 60-х. Забегая вперед, скажу, что Миня вернулся с войны живым, т.к. я нашел его рисунки (портреты Сталина и Ленина), датированные 1949 годом".
На сайте литературно-философского журнала «Топос» размещались одна за другой тетрадки этого уникального рукописного памятника. Сообщество писателей и читателей портала активно читало, обсуждало публикацию. Я же, отметившись на форуме и списавшись с Вл. Глуховым, поместила кусок этих дневников в местной газете «Ростовский вестник», сопроводив текст таким обращением:
«Часть записей мы здесь публикуем. И делаем это не только для того, чтобы развлечь читающую публику. А для того, чтобы юные читатели последней страницы нашей газеты помогли нам.
Пожалуйста, поспрашивайте своих бабушек и дедушек, а кому повезет — прабабушек и прадедушек: не помнят ли они автора дневников? Не знают ли, что с ним стало, не имеют ли сведений о его родных и близких, о его потомках.
Ждем ваших звонков и писем".
К моей огромной радости, публикация отрывков из дневников Мини Саксина вызвала шквал положительных эмоций у читателей газеты. Правда, в первую очередь среагировали не дети и подростки, а именно люди пожилые.
И это понятно — даже для тех, кто не знал ни автора дневника, ни тех людей, о которых там говорилось, — даже для них эти дневники несли воспоминание о далеком прошлом, о том времени, когда они были ровесниками того ростовского мальчика.
Впрочем, с огромным интересом восприняли дневники и нынешние мальчишки и девчонки — сегодняшние ровесники того Мини, который в конце тридцатых годов прошлого века немногословно описывал свои немудреные детские дела. Это вообще характерный момент: и старики, и дети воспринимали текст с одинаковым чувством — щемящим душу доверием к каждому слову.
Мне позвонила двоюродная сестра Мини — Михаила Константиновича Саксина, Татьяна Павловна Бутылина. При встрече рассказала, что
Жив был и упоминавшийся в дневнике Митюша, Дмитрий Александрович Бутылин, он жил в г. Жуковском Московской области.
Цельность души, позитивное отношение к жизни, что отличали мальчика, писавшего дневники, присущи были, по словам Татьяны Павловны, ее двоюродному брату и полвека спустя. Эти черты он унаследовал от своих родителей, от отца, Константина Михайловича.
О Саксине-старшем мне рассказал Виктор Федорович Щеляков, в детстве живший по соседству от Саксиных и Бутылиных. Воспоминаниями поделилась и Татьяна Ивановна Кузнецова.
Итоги этих изысканий я сообщила Владимиру Глухову, он сведения и адреса, полученные мною от собеседников, передал Марии Волковой, которая, наконец, и встретилась с самим Михаилом Константиновичем, о чем представила все на том же «Топосе» отчет.
Добавлю еще, что описываю события 2003 года. Сейчас дневники по-прежнему лежат в сети. Очень жаль, что так и не дошло дело до бумажной публикации этого уникального документа. С иллюстрациями — поскольку автор неплохо рисовал, тексты дополнял весьма неплохими рисунками — книга выглядела бы великолепно.