Как уже было рассказано, первоначально фильм в прокате провалился. Зрители в большинстве своём не поняли, о чём фильм, и «голосовали ногами». Однако прошло не так много времени, и гротескная реальность фильма стала проступать в жизни советских граждан всё явственнее.
Появились «малиновые пиджаки» — полный аналог малиновых штанов, всё большую роль в обществе стало играть наличие кэцэ и чатлов. Многие наши сограждане в результате экономических реформ опустились на самое дно и оделись в те самые лохмотья, которые носили герои фильма.
Автомобили превратились в ржавые и громыхающие пепелацы, а альфийцы в белых одеждах всё категоричнее стали решать, что для нас благо и в каких горшках нам лучше цвести. Не заставил себя ждать и новый
Фильм стал культовым. Его расхватали на цитаты, его пародируют, его пересматривают десятки раз. Фильм переиздали на DVD, значительно улучшив качество. Армия поклонников «Кин-дза-дзы» стремительно растёт — в неё вливается даже нынешняя молодёжь, не заставшая всех «прелестей» советской жизни и потому не понимающая многих метафор. Даже дети с удовольствием смотрят этот потрясающий фильм. Чем-то он завораживает даже незамутнённое штампами мышления детское сознание. Кстати, в этом году должен выйти новый анимационный фильм Георгия Николаевича Данелии «Кин-дза-дза-дза», адаптированной для современной молодёжной аудитории и иностранной публики. В нём будет то многое из сценария, что не вошло в фильм. Появятся и современные реалии — мобильные телефоны, гастарбайтеры…
Интересные факты
Фильм был уже почти готов, когда умер генеральный секретарь ЦК КПСС
В сумке у Гедевана была бутылка. Помните, Владимир Николаевич спросил: «У тебя в портфеле бутылка… Вино?» Изначально, по сценарию, там действительно было вино — чача. И даже была отснята весёлая сцена пьянки, из-за которой артисты «промахнулись» и вместо Земли попали на Альфу. Но с приходом Горбачёва началась антиалкогольная кампания, и чачу пришлось срочно заменить на уксус, а также изменить сюжет и вырезать сцену пьянки.
По изначальному сценарию чатланин, живший на катере, который сказал «я расскажу всем, до чего довёл планету этот фигляр ПЖ», дошёл до столицы и совершил революцию. И когда восставшие дядя Вова с Гедеваном потребовали выкатить последний эцих, в нём оказался не папаша Кырр (герой Льва Перфилова), а сам господин ПЖ (его сыграл директор картины Николай Гаро).
«Ку» по-португальски означает «задница». Возможно, поэтому фильм вызвал восторг в португалоязычной Бразилии и получил гран-при на кинофестивале в Рио-де-Жанейро.
В фильме должны были сняться Борислав Брондуков, Норберт Кюхинке, Ролан Быков и Леонид Ярмольник. Брондуков даже снимался в кинопробах. Однако из-за инсульта Борислав Николаевич сняться в фильме не смог. Норберта Кюхинке, сыгравшего профессора из Дании в другом данелиевском шедевре — «Осенний марафон», не впустили в страну. Ролан Быков должен был сыграть самого господина ПЖ, а Ярмольник мошенника — продавца космической пыли. Но оба они на съёмки приехать не смогли. Сцену с продавцом пыли пришлось вычеркнуть из сценария.
Мама, что я буду делать?
Последняя песня в фильме звучит как-то особенно горько. Этот вопрос адресован не какой-то неведомой маме, этот вопрос адресован нам, зрителям. Всем и каждому. Плюк не где-то далеко, в другой части Вселенной, Плюк — всегда рядом. И мы неизбежно окажемся там, вернее, он окажется здесь, если не остановимся, если уйдем с головой в теплую раковину своей жизни под девизом «моя хата с краю».
На мой взгяд, этот фильм в первую очередь — предостережение, и только во вторую — забавная пародия на нашу жизнь. Это и предупреждение о возрождении деспотизма, и об экологической катастрофе, и о культурной деградации, и о недопустимости гнать людей «в счастье» палками (эпизод на Альфе).
Причём, здесь всё неразрывно связано: экологическая катастрофа — следствие хищнического извлечения ресурсов планеты, хищение ресурсов — следствие деспотизма (не способного в принципе на рациональную экономическую политику, а потому живущий только за счёт разбазаривания ресурсов), деспотизм — следствие культурной деградации
Вот в лице Владимира Николаевича и Гедевана мы видим граждан. И не только СССР, но и Вселенной. Потому что они вполне могли бы остаться равнодушными к судьбе артистов, к судьбе несчастных пацаков, накачивающих насосы ПЖ, могли бы спокойно вернуться домой и забыть этот Плюк, как страшный сон. Могли бы оставить артистов гнить в эцихе или цвести в горшочках. Могли, но не стали.
Конечно, можно сказать, что они, освободив артистов, оставили всё на Плюке как есть. Но этот упрёк, на мой взгляд, напрасен. Не случайно Уэф и Би в конце фильма произносят свои крылатые фразы про дифференциацию штанов. Эти люди сами должны пройти путь от беспросветного рабства к гражданскому обществу. Революция должна произойти в головах! И ростки её земляне посадить смогли: в сознании артистов что-то сдвинулось, что-то повернулось.
Смотрите сцену на Хануде. А специально для любителей экспорта революций, экспорта образа жизни, показан эпизод на Альфе. Вроде бы всё у них хорошо, все в белых одеждах, аки ангелы, а от их уверенности в своей правоте и непогрешимости — тошнит. Покажите людям, что хорошо, а что плохо, но оставьте выбор за ними — вот главная мысль фильма. И сам фильм на 100% реализует эту идею.
Выбор — строить ли нам на Земле Плюк, Альфу или что-то другое — остаётся за нами. Автор ничего нам не навязывает, просто показывает возможные последствия.
А строить свою судьбу нам самим инопланетяне не помогут.