Ладно, не бойтесь — сейчас расскажу про кладбища. Испанским первопоселенцам, вот тем было страшно, когда после очередного наводнения гробы всплывали и, как легкие лодочки, носились среди потопа. Страшно было и их потомкам хоронить своих ушедших прямо в воду: полметра копни в Луизиане нижней — уже вода. На болотах, на узких протоках байо, на трясинах, в миазмах испарений заболоченных низин, при сорокаградусной жаре — проклятые места и для живых, и для мертвых… А хоронить надо как-то.
И тут люди стали подмечать, что оставленный на 3 месяца незахороненный труп куда-то сам по себе исчезает, ни мышц, ни костей за 3 месяца: лишь горстка праха остается. А тут уж похоронить повыше — не задача. Вот так и возникли в Новом Орлеане его особенные кладбища с их надземными могилами-домиками.
Самое старое из кладбищ, кладбище Сент Луи, вмещает в себе почти все население города с момента его основания и до начала прошлого века. Оно и сейчас действующее для тех, чьи семьи когда-то, еще в рабовладельческие времена, приобрели здесь место.
Да что там семьи: пожарная команда скинулась и купила пару метров земли под коллективный склеп-колумбарий. Теперь горстку праха любого из пожарных города, если семья того пожелает, похоронят на Сент Луи. Несколько улиц скинулись и купили место: прах любого из жителей этих улиц похоронят на Сент Луи. Есть колумбарии только фамильные, есть общественные — помирай спокойно.
Кладбище это настолько знаменито в Америке, что удостоилось специальной буллы Папы римского. Дело в том, что в 60-е годы его облюбовали сначала хиппи, а потом киношники, снимающие фильмы-ужастики. Во время одной из киносъемок от ветхости у скульптуры святой покровительницы кладбища отвалились голова. Папа разгневался и потребовал изгнать хиппующих и снимающих с территории кладбища навеки. Но Папа там у себя в Ватикане может негодовать сколько угодно, а вот что я видела своими глазами…
Наша экскурсионная группа подошла к воротам кладбища к моменту открытия, к 10 часам утра. А ворота на замке. Стоим, ждем. Напротив на травке ошиваются с бутылками пива несколько черных. Группа уже начала колотиться в ворота, нервничать, а мой нюх меня не подвел: хотя в Новом Орлеане и можно ходить со спиртным в руках по улицам, но какой же черный станет вот так непочтительно пить утром пиво — он сядет на могилке, как положено опохмелится по-человечески, покурит травки…
В общем, я увязалась за опохмеляющимися. И точно! Они обошли кладбище с другой стороны стены и просто зашли в открытую калитку. Заслужили мои иваны сусанины по сигаретке, а я нашла служку, и он открыл ворота нашей группе. Правда, сигаретки я у них не заслужила — черствый народ!
Сначала нас повели в тот кусок кладбища, где тела дозревают в специальных склепчиках. Нам повезло: как раз шло перезахоронение подоспевшего праха. При нас рабочие вскрывали ячейку для перенесения праха в место упокоения. Я на это смотреть не стала, а бегом побежала к главной достопримечательности кладбища — настоящей могиле настоящей Королевы настоящих ведьм настоящего вуду — религии местных бывших черных рабов.
Есть у нас поговорочка-присказка: I do, you do, we do — voodoo. Упорные в своем язычестве черные рабы причудливым узором переплели новообретенное христианство со своими потаенными верованиями. И получилась забавная религия вуду. Настолько забавная, что Президент республики Гаити Франсуа Дювалье (папа Док) провозгласил вуду официальной религией своей страны, где вуду и посейчас исповедуется населением. Создал он и армию вуду — тонтон-макутов, истреблявших верноподданных напропалую. На них больше гаитянской крови, чем от недавнего землетрясения. Так что есть вуду и есть вуду. И была у доброго и забавного вуду своя Королева.
Жила-была рабыня черная Мари Лаву. Очень интересная особа. Исповедала себе свое вуду, гадала, если ручку позолотить. Бегали погадать к ней такие же рабыни, служившие в богатеньких домах белых плантаторов. Бегали погадать и проститутки черные из публичных домов (3 публичных дома стоят прямо рядом с кладбищем). Жаловались на хозяев-хозяек, на их темные делишки и на свою рабскую судьбу. Мари ворожила, заговаривала, порчу сводила. Но на ус мотала!
А дело в том, что у Мари была феноменальная память — ничего не забывала из рассказанного. Сложив информацию в дважды два, давала дельные советы. И помогало многим. Вуду вудой, как говорится, а мозга — мозгой. Психологом-людоведом Мари была просто потрясающим. И вот уже белые плантаторши, жены хозяев города стали ходить за помощью к ведьме. Процесс пошел!
А Королевой она стала после того, когда взяла весь город в свой черный кулачок. Помог случай: жена мэра города вся в слезах бежит к Мари. Ох, ах, все мужики — сволочи, муж изменяет и решил уйти к молоденькой. Верни, мол, суженого-ряженого, ручку сильно озолочу.
Что делает наша плутовка Мари? Идет она к мэру города и раскладывает свои карты веером: сколько махинаций противозаконных он провернул, сколько налогов укрыл, сколько раз в неделю в публичный дом ходил… И прочие пакости. Шантаж? Да, а что? Муж возвернут в семью, жена и дети имеют хэппи энд…
Город вздрогнул — ведьма знает все! Попритихли. Но когда Мари Лаву умерла, ее дом перерывали несколько дней — никто не верил, что ведьма не оставила никаких компрометирующих записей. Но увы, ни одной бумажки не нашли. Всю компру унесла с собой Королева ведьм.
Но говорят, что и с того света ведьма, если хорошенько попросить, помогает людям. Тут есть свой ритуал: загадать желание очень сильно, три раза оборотиться вокруг себя, три раза стукнуть по могилке и поставить крестик на склепе. Один — если просьба не срочная, два — если дело спешное, а уж три — архиважное и архиспешное! Ну, и позолотить ручку. Не без этого.
Покрутилась 3 раза (это вам не 11 раз жука-скарабея в Люксоре в Городе Мертвых обходить!), постучала 3 раза и 3 крестика оставила. Ну, и сигаретку с денежкой. Hoodoo money — так эти деньги называют на
За мной с нетерпеливым интересом наблюдали мои иваны сусанины. Погрозив им кулаком, я выразительно показала им на могилку ведьмы и сделала красноречивый жест ребром ладони по шее. Черный свернул мне пальчики колечком — ОК, не тронем! Будем верить в силу вуду. Тем более, что сразу после кладбища предстояло знакомство с живой ведьмой вуду в Храме Вуду, а уж она не допустит, чтобы у коллеги сусанины увели мое скромное подношение.
Но о живой ведьме вуду будет совсем другая история. С русским следом! А вам пока — вуду-привет!